Профессия социальный педагог. Социальный педагог относится к категории специалистов Социальный педагог какие предметы сдавать

Социальный педагог

Сегодня во многих школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, социальных службах, интернатах работают социальные педагоги. В их обязанности входит работа с проблемными и трудными детьми, с детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с пережившими психологическую травму. В школе социальный педагог следит за учебой подопечных, проводит с ними воспитательную работу, помогает освоиться в обществе, понять его законы, принять их и соблюдать.

История появления профессии Социальный педагогКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Профессия социального педагога сравнительно молода. Но по своей сути она не является новой. Социальная помощь подразумевает взаимопомощь и сострадание, а это на Руси всегда было неотъемлемой чертой личности. Издавна существовали благотворительные организации, вкладывающие финансы в строительство приютов для сирот и бездомных детей. Многие сострадательные люди помогали этому делу своими капиталами.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Работа, которую ведет социальный педагог, очень важна для общества: он старается помочь детям найти свой путь в жизни, стать полноценными гражданами. Не получая от родителей должного воспитания, многие проблемные дети находят поддержку в лице социального педагога, который должен выявить потребности и проблемы ребенка, особенности его личности, проанализировать отклонения в поведении. На основе этих данных он оказывает социальную помощь, помогает детям реализовать их права, усвоить обязанности, предупредить противоправное и антиобщественное их поведение.

Особенности профессии Социальный педагогУникальность и перспективность профессии

Очень часто обычная работа с ребенком оказывается невозможной и неэффективной. В таких случаях в дело вступает социальный педагог. В его обязанности входит проведение индивидуальной воспитательной работы, посещение семей, разъяснительная работа с родителями, контроль посещения детьми учебных занятий, успеваемости, помощь в выборе кружков. Тесно сотрудничая с органами социальной защиты, милицией, опекунским советом, социальный педагог при необходимости ищет помощи в этих организациях. Он всегда защищает интересы детей: в различных комиссиях, государственных учреждениях, административных органах.

"Подводные камни" профессии Социальный педагогВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Социальный педагог отдает много своих душевных сил своей работе. Ему приходится сталкиваться с черствостью, невоспитанностью и равнодушием. Нелегко бывает достучаться и до своих подопечных, ведь они часто бывают озлоблены, не верят никому. Но если социальному педагогу удастся оказать конкретную помощь ребенку, это дает большое чувство удовлетворения.

Где и как получить профессию Социальный педагогГде обучают профессии?

Специальность социального педагога можно получить в любом педагогическом институте, где изучают не только педагогику, но и социологию. Но последующее постоянное самообразование для данного специалиста - обязательно, ведь он должен знать нормативные акты, законодательство, социальное и экономическое положение региона.

На должность социального педагога назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование или квалификационную категорию.

Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и её микросреды, формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструменты индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования.

Главная цель работы социального педагога - забота о благосостоянии, раскрытие возможностей и способностей личности ребенка, его семьи и ближайшего окружения в социуме.

Социальный педагог содействует развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах, предотвращает проблему, своевременно выявляет и устраняет причины, порождающие ее; обеспечивает предупредительную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей в их общении.

Путями достижения цели можно назвать следующие:

осуществление мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка;

знакомство с воспитанником и диагностика ситуации;

выявление возможностей, выделение различных проблем и нужд;

помощь в решении проблем (в том числе через работу с другими службами, учреждениями и организациями), а так же реализация возможностей воспитанника;

организация различных видов социальной деятельности и досуга;

создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности;

осуществление работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и т.п.

Оказывая помощь воспитанникам, социальный педагог реализует следующие функции:

диагностическую;

организаторскую;

прогностическую;

предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую;

организационно-коммуникативную;

охранно-защитную.

Социальный педагог активно участвует в процессе социализации и формирования личности воспитанников. Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогают ему исполнять функции.

Для социального педагога законодательством Российской Федерации предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. Распределение часов в течение рабочей недели нормируется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом. Его деятельность протекает:

в отдельном кабинете с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред;

по месту жительства детей, с которыми идёт работа;

в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.

Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты. Подчиненных у него нет. Коллеги - коллектив учебного заведения.

В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации. При этом можно сказать, что любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью.

Характеристика социального педагога включает в себя важнейшие личностные качества, такие как: альтруизм, чувство собственного достоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость.

Поскольку деятельность социального педагога связана с коммуникацией, общением с людьми, особенно важным является отсутствие выраженных дефектов слуха и зрения.

Рекомендуется сочетание синтетического и аналитического типов восприятия, т.к. в своей работе социальному педагогу в равной степени необходимо понимать как основное, так и детали, и уметь объяснить суть воспринятого.

При этом социальному педагогу необходимы такие качества, как наблюдательность и объективное восприятие действительности.

Для деятельности социального педагога важна ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности.

В данной профессии от специалиста требуется не просто набор определенных навыков и схем работы, а понимание неповторимости каждой ситуации и поиск творческого решения в каждом конкретном случае.

Социальному педагогу просто необходимо иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогики, и области права, связанной с защитой интересов детей; ему необходимо запоминать детали определенной ситуации, особенности обстановки; к тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.

В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня.

Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен уметь:

взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;

слушать и слышать;

войти в ситуацию общения и установить контакт;

выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;

создавать и развивать позитивные отношения;

строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;

правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

объективно воспринимать и интерпретировать поведение;

Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда.

В настоящее время в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения:

при наличии среднего специального образования он может работать классным руководителем, воспитателем и т.п.; при наличии высшего педагогического образования - профессионально расти от учителя-предметника, вплоть до завуча или директора школы.

он может переходить из школы на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же работать инспектором по делам несовершеннолетних в органах социальной защиты.

Являясь работником социальной сферы, на основе ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", где в ст. 26 определены права социальных работников, социальный педагог имеет права на следующие льготы:

бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

повышение квалификации;

бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если он проживает в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

на первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Дополнительные льготы определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, на работников этой профессии распространяется спектр льгот и привилегий, предусмотренных для работников педагогической деятельности:

на основании статьи 333 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. норма часов педагогической работы социального педагога за которую предусмотрена ставка заработной платы составляет от 18 до 36 часов в неделю.

для социальных педагогов законодательством предусмотрено предоставление ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска, продолжительность которого составляет от 42 до 56 календарных дней (ст. 334 Трудового кодекса РФ).

согласно статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (от 17 декабря 2001 г.) лица, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей получают право на досрочное назначение трудовой пенсии.

с целью содействия обеспечению педагогов соответствующей литературой п. 8 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" для социально-педагогических работников предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания.

Помимо этого, в п. 5 статьии 55 вышеуказанного Закона предусмотрена возможность получения льгот по коммунальным услугам для педагогов-жителей и работников сельской местности.

Потребность в специалистах данного профиля сегодня намного опережает возможности системы профессионального образования по их подготовке.

В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация "социальный педагог". Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году. социальный работа педагогика этика

Основной формой повышения квалификации на базе высшего профессионального образования является послевузовское профессиональное обучение, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность.

Система переподготовки и повышения квалификации кадров в области социальной педагогики предоставляет следующие возможности:

)возможность прохождения курсов различного объема часов (72, 216 и более 500 ч.) с выдачей соответствующего освоенному курсу удостоверения;

)возможность получения второго высшего образования по специальности "социальная педагогика".

Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств:

Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда).

Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).

Социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений, служб социальной защиты и социального обеспечения, правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий, общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур.

Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист.

Т.к. профессия является довольно новой, раскрывается достаточно широкий спектр перспектив её развития:

дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;

разработка методологии;

совершенствование обучения специалистов в данной области;

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог - это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе - это очень важный сотрудник. Почему?

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Социализация

Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность - огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно - никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.

В настоящее время вузы и продолжают вести подготовку будущих специалистов по специальности «Социальный педагог». Для того чтобы получить данную профессию, необходимо пройти обучение по программе, предусмотренной учебным заведением. Как правило, полный срок образовательной подготовки данной специальности составляет 5 лет.

Предусматриваются такие формы обучения как очно-заочная, заочная, очная и дистанционная. В целом, сроки и образования между различными образовательными учреждениями различаются в зависимости от установленных в них порядков и правил.

Анализ практики данной специальности говорит о том, что эффективность деятельности социального педагога зависит от уровня подготовки в учебном заведении. Также значение имеют личностные качества специалиста. Социальный педагог необходим категории людей, которой требуется психологическая поддержка и социальная помощь. Потому для будущего специалиста профессионально значимыми являются такие качества как: эмпатия, коммуникабельность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, выдержка.

Деятельность социального педагога

Социальный педагог осуществляет работу с детьми и подростками из неблагополучных семей, их родителями и иными лицами, нуждающимися в защите их прав и свобод. Он работает в реабилитационных центрах, школах-интернатах, детских домах, больницах. Педагог ведет деятельность в тесном сотрудничестве с полицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

Так, социальный педагог работает с теми, кто перенес психологическую травму в результате насилия, потери близких людей, противоправных действий. Его деятельность в работе с проблемными детьми и подростками направлена на установление с ними доверительного контакта, обнаружение их проблем и оказание поддержки.

Педагог участвует в разрешении проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, выявляет его потребности и разрабатывает меры поддержки, привлекая соответствующие органы, например, по опеке и попечительству.

Специалист старается создать для них комфортную психологическую обстановку, для того чтобы такие ребята ощущали себя в безопасности. Безусловно, социальному педагогу необходимо обладать психической устойчивостью, ведь в работе придется непрерывно сталкиваться с трудностями. Не исключено, что дети и подростки из неблагополучных семей имеют психические расстройства и отклонения в развитии. Их поведение может носить асоциальный характер, а потому нуждается в корректировке и адаптации. Задача педагога - оказывать помощь, применяя знания и опыт в области воспитания, обучения и развития личности. Социальному педагогу необходимо умение слушать и понимать, сопереживать, общаться с людьми разных категорий.