Мир природы в повести ася. Картины природы в повести «Ася. Поисковая деятельность. Работа с текстом. Задание

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.

Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.

Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.

Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

Урок: Роль пейзажной зарисовки в повести И.С. Тургенева «Ася»
Цель: 1. Образовательная - расширить и углубить для учащихся понятие «пейзаж в
литературном произведении»;
2. Развивающая - формировать навыки анализа содержания художественного
текста;
3.Воспитательная - суметь увидеть красоту и одухотворённость природы,
оценить её влияние на внутренний мир человека.
Ход урока:
I. Слово учителя.
Мы заканчиваем разговор по творчеству И.С. Тургенева, подводим итоги бесед, споров по повести «Ася». Хотелось бы, чтобы важное замечание, сказанное на первом уроке о том, что писатель был человеком чутким к поэзии и красоте природы, не осталось незамеченным.
В повести «Ася» немало пейзажных зарисовок. Зная «золотое правило» единства художественного мира произведения, мы не можем не задаться вопросом: «Зачем писатель обращается к состоянию природы? Какую роль играют пейзажные зарисовки в повести «Ася»?

II. Сконцентрируем своё внимание на X главе повести. Прочитаем её. Она невелика.
(Подготовленный ученик читает главу наизусть).
- Не ошибаюсь ли я, называя данную главу пейзажной зарисовкой? Что такое пейзаж?
Утверждение, что X глава – пейзажная зарисовка, спорное. Но основное содержание главы посвящено описанию реки, неба, ветра, звёзд, пения соловья. Это соответствует определению пейзажа в литературном произведении.
На доске определение пейзажа.
Пейзаж (франц.) - (буквально – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение. Пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с настроением действующих лиц.
Итак, вникнем в то, что изображает автор.
На что делается упор в описании природы?
- Река.
2) Что увидел Н.Н. на реке? Назовите конкретные слова.
- Царственная (эпитет) река; река понесла (олицетворение); тёмная, холодная глубина.
- Так ли река темна и холодна?
- Нет, в ней колышутся и дрожат звёзды, отражённые с небес.
«Тревожное оживление мне чудилось повсюду..». А это высказывание кажется совсем не о реке..
- Н.Н. облокотился на край лодки. Зачем?
- Вероятно, поближе рассмотреть состояние воды.
- Что же он увидел?
- Затронуто уже не столько зрение, сколько слух (шёпот ветра в моих ушах – олицетворение), тихое журчание воды за кормою. Также обострено обоняние, ощущение (свежее дыхание волны – и опять приём олицетворения). И всё. Ещё лишь упоминание о соловье, который запел на берегу.
- А что же дальше?
- Дальше до конца главы дано описание состояния самого героя. И только последнее предложение говорит о том, что «лодка всё неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклоняясь над вёслами».

III. Итак, пейзажная зарисовка невелика
- Что увидели мы, читатели?
- Небо, реку, отражение в реке.
- Пожалуй, перед нами обычная картина природы. Но так ли это для Н.Н.?
Докажите, что окружающая природа вызывает у него сильное волнение.
- «Глядя кругом я почувствовал тайное беспокойство на сердце..» «..но и в
небе не было покоя: испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось,
содрогалось(олицетворение), «тревожное оживление мне чудилось повсюду – и
тревога росла во мне самом», «шёпот ветра в ушах, тихое журчание воды меня
раздражало, свежее дыхание волны не охлаждало меня»
- Герой абсолютно не спокоен, он очень взволнован, и поэтому совсем не случайно
следующее предложение: «Слёзы закипали у меня на глазах, но то не были слёзы
беспредметного восторга». Следом Н.Н. сам поясняет их причину. Как?
- « Что я чувствовал, было не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение
всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она
понимает и всё любит Нет! Во мне зажглась жажда счастья Я ещё не смел назвать его по имени, - но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился»
- Что же происходит?
Герой фактически признаётся сам себе, оформляет в своём сердце возникшую неодолимую потребность – жажду счастья, счастья до пресыщения. И сам же уточняет, что это уже не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний..»
Что же было создано автором такого, как он построил события, что у Н.Н. возникли такие движения души, оформилась такая мысль?
(Обратим внимание на начало главы)
- Где был и что делал Н.Н.?
- Весь день прошёл как нельзя лучше. Мы веселились как дети. Ася была мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё. Я ушёл поздно.
Вывод: день был замечательный, насыщенный. Все остались довольны друг другом. В этой ситуации вполне может возникнуть то «ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит». Тем более, что именно в этот день произошло духовное сближение Н.Н. и Аси.
Во время пути домой в душе Н.Н. происходит качественная перемена – «в нём зажглась жажда счастья..»
- Что случилось по пути домой? Чем этот путь отличается от тех каждодневных путешествий, которые совершал Н.Н.?
- Н.Н. впервые не просто пересёк реку, а попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению.
- Удивительным оказалось движение по реке. Оно коренным образом изменило состояние героя. Что он увидел?
- Река предстала перед ним во всём царственном великолепии. Она ожила. Герою повсюду чувствовалось тревожное оживление. И тревога росла в нём самом.
- Почему возникла тревога? (высказывание о реке, что это – сама жизнь.
Жизнь всякого человека можно сравнить с рекой, начало коей ощутимо для всех;
дальнейший же бег её и её назначение, когда она змеёй извивается по широким плоскостям, может различить один только Всевидящий. Сольётся ли она с соседними реками, увеличивая их объём, или примет их в себя? Останется ли она безымянной речкой; будет ли она питать своими мелкими водами вместе с миллионами других речек и рек какую-нибудь великую реку? Или из неё образуется новый Дунай или Рейн и потоки вод её явятся вечной пограничной линией на земном шаре, оплотом и водным путём для целых государств и материков? Мы этого не узнаем; нам известно лишь одно, что путь её лежит в Великий Океан.. (Т. Карлейль).
Впервые Н.Н. не пересёк эту «жизнь», занимая привычную для него позицию стороннего наблюдателя. Он оказался в «гуще самой жизни» - на середине Рейна. Всё в этой жизни «шевелилось, двигалось, содрогалось». Жизнь полна событий, нет в ней спокойствия, предсказуемости, равновесия. Всё это и вызывает тревогу у Н.Н.
Но в то же время познать все эти сложности и противоречия бытия – это и значит прожить жизнь. Почувствовав, как всё движется и живёт кругом, Н.Н. и сам вдруг ощущает жажду счастья, жажду жить в полную силу. Таким образом, именно состояние природы помогает герою понять себя, сформировать мысль, которая станет, возможно, основой его дальнейших действий.
И последнее. Какова роль перевозчика в этом отрывке?
- Он помогает перебраться через реку.
- А если рассмотреть на символическом уровне, предполагая, что река – это сама жизнь, а лодка – это движение в ней одного человека?
Н.Н. не в состоянии править своей судьбой. Для этого он не приспособлен. А в момент движения лодки по реке перевозчик дремлет, наклонясь над вёслами. Значит, лодка (жизнь Н.Н.) течёт по реке (жизни в общем смысле) произвольно. Нет управления своей судьбой, нет цели. Отсюда возникает предположение о личностной несостоятельности Н.Н.
А на вопрос: сможет ли он перестроить свою жизнь, взять на себя ответственность за судьбу Аси, стать для неё опорой, её героем, мы можем дать, вероятно, лишь отрицательный ответ.
IV. Вывод.
Таким образом, пейзажная зарисовка, которой посвящена X глава, приобретает большее значение, выходя за рамки пейзажа и его роли в художественном произведении.
В тетради необходимо в ходе или в конце беседы сделать следующие записи:
Роль пейзажной зарисовки.
Утверждение огромного влияния животворящей силы природы на душевный мир человека.
Герой почувствовал полноту жизненных ощущений.
В душе героя оформляется жизненно важная мысль, которая может стать основой его дальнейших действий.
Предположение о несостоятельности героя в решении своей судьбы.
Данный урок является прикладным в базовой системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева «Ася», поэтому домашнее задание предполагает переход к новому блоку уроков по творчеству другого писателя (например, подготовить сообщение по биографии).

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.

Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.

Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.

Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

    Повесть «Ася» заставляет читателя еще раз задуматься о любви. Никто не спорит с тем, что любовь - самое прекрасное, возвышенное и благородное чувство на свете, но, к сожалению, далеко не всегда мы в состоянии понять, а действительно ли чувство, испытываемое...

    Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой. Ася «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний...

    Наверняка каждый из нас знает, что бывают случаи, когда всего лишь одно слово способно полностью изменить жизнь человека. Именно это и произошло с главным героем повести И. С. Тургенева «Ася». Молодой человек Н. Н., путешествуя по Европе, в одном...

    На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных...

План сочинения – Образы природы в произведениях Тургенева

I. Вступление

Тургенев – признанный мастер пейзажа в русской лите­ратуре XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой.

II. Главная часть

1. Уже в ранних произведениях Тургенева – цикле «За­писки охотника» – образы русской природы являются важ­ной приметой тургеневского стиля. В этих произведениях автор тщательно выписывает пейзажи, на фоне которых ри­суются образы людей. Разнообразные картины природы (разное время дня и года, разная погода и т.п.) даны в рас­сказах «Лес и степь», «Бежин луг», «Бурмистр», «Свида­ние» и др. В «Записках охотника» образы природы стано­вятся важной составной частью образа родины, России. В рассказах этого цикла уже видны общие принципы пейзаж­ной живописи Тургенева: тщательная проработка деталей, восприятие природы как важной эстетической и нравствен­ной ценности, сложные взаимоотношения между человеком и природой.

2. В дальнейшем творчестве Тургенева природа имеет в основном две функции: создавать определенный эмоциональ­ный колорит, то или иное настроение и служить проверкой нравственного потенциала героя.

3. При помощи образов природы создается эмоциональ­ный тон произведения в повестях «Ася», «Первая любовь». «Вешние воды», в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др. В «Асе», например, природа передает ро­мантическое настроение, в «Вешних водах» само заглавие го­ворит о параллели между «настроением» природы и эмоцио­нальным состоянием человека, в «Дворянском гнезде» и «Отцах и детях» природа создает элегическое, грустно- возвышенное настроение финала и т.п.

4. Поскольку природа была для Тургенева одной из высших эстетических и нравственных ценностей, отношение к ней того или иного персонажа отражало не только его характер, но и ав­торское отношение к нему. Наиболее последовательно этот принцип проводится в романе «Отцы и дети». Герои, которые симпатичны автору (Николай Петрович, Аркадий, Катя) наде­лены острым чувством природы, они чутко воспринимают пре­жде всего ее красоту и гармонию. Те же герои, к которым у ав­тора отношение отрицательное или двойственное, как правило, глухи к природе как эстетической ценности. Так, Павел Петро­вич вообще не способен эмоционально воспринимать пейзаж; утилитарно-практическое отношение к природе Базарова («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник») обнаруживает нравственную и эмоциональную ущербность этого характера.

III. Заключение

Тургенева не зря называли и называют «певцом русской природы». Действительно, трудно найти в русской литературе другого писателя, для которого природа была бы столь важна

Нельзя не заметить, какие восхитительные пейзажи, включая городские, создает Тургенев в "Асе". (Их зрительное воссоздание необыкновенно хорошо удалось и в одноименном фильме И. Хейфица, который мы можем порекомендовать вам для просмотра). Со страниц повести смотрит на нас умиротворенная красота небольшого немецкого городка 3. и его окрестностей, затрагивающая в нас, по словам Гагина, "все романтические струны", смягченные доминирующими вечерними картинами, в которых преобладают мягкие, теплые краски угасающего дня и тихие звуки льющихся над Рейном вальсов.

Однако пейзажи города 3. и само описание города в повести не самоцель для автора. С их помощью Тургенев создает атмосферу, в которой протекает история героя. Но главное, город "участвует" в пространственном решении образа Н. Н. Будучи человеком толпы, он становится в городе 3. человеком уединения.

Что способствует такой метаморфозе героя? В какой степени он изменился, сменив толпу на уединение? Эти вопросы станут главными на втором этапе осмысления повести. И для ответа на них необычайно важен разговор о городе, в котором поселился Н. Н.

Принципиально важно отметить глубинность тургеневских описаний города, отражающих его прошлое и настоящее. В 3. живет средневековье, которое напоминает о себе "дряхлыми стенами и башнями", "узкими улицами", "крутым мостом", развалинами феодального замка, по главное, взметнувшейся к небу "высокой готической колокольней", вспарывающей своей иглой лазурь небес. А вслед за ней величественно, как бы в молитвенном порыве, стремится к небу душа, венчающая духовную напряженность готического пейзажа.

Изображая его по преимуществу в вечернее и ночное время, Тургенев лишний раз подчеркивает и таинственность средневековой готики. В самом деле, как можно плести из камня кружево?! Как можно заставить это кружево взлетать на неведомую высоту?! Но когда на город и его окрестности проливается лунный свет, эта тайна оживает, и все вокруг как будто погружается в волшебный, безмятежный и одновременно волнующий душу сон под сводами лунного города...

И каким пронзительно-режущим диссонансом врывается в эту торжественную картину настоящее лунного города — прогуливающиеся по его вечерним улицам "прехорошенькие белокурые немочки", потеснившие тени рыцарей и прекрасных дам, и рвущееся из молодой груди сладостно-призывное "Гретхен", сменившее вечернюю песню трубадура.

Город, облитый лунным светом, — это всего лишь прорыв, отлет на мгновение от полноправно воцарившегося в 3. филистерского настоящего, в котором обрел свое уединение герой.

Что выступает фоном уединения Н. Н.? Покойно-сонная жизнь маленького провинциального городка, утонувшего под грифельными кровлями, увитого каменными оградами, пахнущего липами и тревожимого разве что сопливым свистком ночного сторожа да ворчаньем добродушных собак. Здесь на фоне старинных замковых развалин торгуют пряниками и зельтерской водой, город славится хорошим вином и рачительными жителями. Здесь даже в праздник не забывают о порядке. Здесь все в достатке и на своих местах: крик и стук дятлов в лесу, пестрые форели на песчаном дне, окрест города чистенькие деревеньки, уютные мельницы, ровные дороги, обсаженные яблонями и грушами... Здесь так комфортно! И так уютно спать душе! И в этом уединении нет места девочке с огненными страстями.