Закон о возвращении и программа репатриации в израиль. Иммиграция в германию по еврейской линии Программа возвращения евреев


Закон о возвращении (1950 год) - полный текст

Закон о возвращении (ивр. חוק השבות‎ — «хок ха-швут») — закон, провозглашающий право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль. Принят Кнессетом 5 июля 1950 года. Этот закон юридически выражает идеологическую доктрину сионизма, лежащую в основе возникновения и существования Государства Израиль в качестве еврейского национального государства.

Закон о возвращении является правовой основой для предоставления израильского гражданства по Закону о гражданстве от 1952 года, который предусматривает автоматическое получение статуса гражданина каждым евреем, прибывшим в страну на основании Закона о возвращении.

1. Право на репатриацию

Каждый еврей имеет право на репатриацию в Израиль.

2. Въездная виза
(а) Репатриация осуществляется в соответствии с въездной визой репатрианта.
(б) Виза нового репатрианта выдается каждому еврею, выразившему желание поселиться в Израиле, за исключением случаев, в которых министр внутренних дел убедился, что обратившийся за визой
осуществлял действия, направленные против еврейского народа;
может представлять опасность для здоровья граждан страны или безопасности Израиля;
имеет криминальное прошлое, которое может представлять опасность для общественного порядка.

3. Удостоверение репатрианта
(а) Еврей, прибывший в Израиль и после этого выразивший желание поселиться в нём, вправе, находясь в Израиле, получить удостоверение нового репатрианта (теудат оле).
(б) Ограничения, предусмотренные параграфом 2(б), имеют силу также при выдаче удостоверения нового репатрианта (теудат оле), однако репатриант не считается представляющим опасность для общественного здоровья, если он заболел уже по прибытии в Израиль.

4. Поселившиеся в Израиле и их дети
Каждый еврей, репатриировавшийся в Израиль до вступления настоящего Закона в силу, а также каждый еврей, родившийся в Израиле как до вступления в силу настоящего Закона, так и после этого, рассматривается как репатриировавшийся на основании настоящего Закона.
4а. Права членов семьи (поправка 1970 г.)
(а) Права, предоставляемые еврею в соответствии с этим Законом, и права нового репатрианта, в соответствии с Законом о гражданстве (1952 г.), а также права нового репатрианта, предусмотренные другими законодательными актами, предоставляются также детям и внукам еврея, его супруге/супругу, супругам детей и внуков еврея. Это положение не распространяется на евреев, которые по собственному желанию перешли в другую религию.
(б) При определении права члена семьи еврея на репатриацию в соответствии с пунктом (а) настоящего параграфа, не имеет значения, жив ли сам еврей, а также от того, репатриировался ли он в Израиль.
(в) Ограничения и условия, установленные в отношении еврея или нового репатрианта настоящим Законом, или на его основании, или другим законодательным актом, указанным в пункте 4а, распространяются также на лиц, претендующих на права, указанные в пункте (а).
4б. Определение того, кто считается евреем (поправка 1970 г.)
В применении к настоящему Закону «еврей» — это тот, кто рождён от матери-еврейки или прошёл гиюр и при этом не принадлежит к другой религии.

5. Исполнение и Установления (таканот)
Министр внутренних дел назначается ответственным за исполнение настоящего Закона; он вправе принимать Установления по всем вопросам его исполнения, а также по вопросам выдачи разрешений на репатриацию и удостоверений репатрианта несовершеннолетним до 18 лет. Установления по вопросам применения статей 4а и 4б должны утверждаться комиссией по вопросам Конституции, законодательства и правосудия Кнессета.

Еврейский мальчик возле арабской деревни
Фото: Nati Shohat/Flash90
Один из основополагающих законов Израиля – Закон о возвращении – после скандала, связанного с выступлением профессора Хецрони в эфире Второго канала ИТВ, вновь оказался в центре внимания - как несоответствующий современной ситуации в Израиле.
Вместе с осуждением ксенофобских высказываний Хецрони ("Я бы предпочел, чтобы твои родители сгнили в Марокко!"), раздаются голоса, признающие необходимость изменения Закона.

Так, бывший министр и депутат кнессета от партии Шинуй Йосеф Парицкий пишет на своей странице в социальной сети Facebook:
"Необходимо задаться вопросом: отвечает ли Закон о возвращении в его нынешней редакции требованиям сегодняшнего дня вГосударстве Израиль или же надо заново проверить его суть?"
"Закон о возвращении в его нынешней редакции, - продолжает Парицкий. – Является копией Нюрнбергских законов: тот, кто являлся евреем с точки зрения нацистов, тот и обладает правом на репатриацию в Израиль. Получается, что нацисты определили, кто будет гражданином еврейского государства".
"И надо признать, что в нашей стране есть люди, у кого нет никакой связи с еврейством - ни культурной, ни с точки зрения израильских ценностей. Я встретил здесь русского православного священника, у которого дедушка был евреем, поэтому он обладал правом на возвращение и законно стал гражданином Израиля. Он пастырь небольшой христианской общины в районе Нацерета. Симпатичный, славный человек… Но это тот гражданин, которого мы бы хотели видеть в нашей стране?" – задается вопросом автор.
И добавляет: "Как раз предыдущая формулировка закона "еврей - это тот, кто считает себя евреем и не перешел в другую веру" была по-моему намного более логичной, но и эту формулировку стоит проверить".
"Можем мы через 70 лет после создания государства разобраться заново с эмиграционными законами, правда же?" - восклицает бывший министр национальной инфраструктуры.
Закон о возвращении с самого своего принятия привёл к возникновению ряда юридических проблем. Основной из них является необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим "евреем является тот, кто рождён от матери-еврейки или принял иудаизм" или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу.
В марте 1958 года юридический советник правительства Хаим Коэн и министр внутренних дел Исраэль Бар-Иегуда издали директиву служащим регистрационного ведомства: "…Лицо, чистосердечно декларирующее своё еврейство, следует регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств".
Национально-религиозная партия МАФДАЛ возмутилась и немедленно вышла из коалиции. Этот случай стал первым политическим кризисом, вспыхнувшим из-за вопроса, кого считать евреем.
В декабре 1959 года министром внутренних дел стал лидер партии МАФДАЛ Хаим Моше Шапира. Сразу после вступления в должность, 1 января 1960 года, он издал новые процедурные распоряжения о регистрации евреев: "При записи в регистр населения сведений о вероисповедании и национальности евреем может быть зарегистрирован: (а) Тот, кто рождён от матери-еврейки и не принадлежит к иной конфессии. (б) Тот, кто принял иудаизм согласно Галахе".
В 1962 году Освальд Руфайзен, более известный как брат Даниэль, католический монах и еврей по рождению, пожелал в соответствии с Законом о возвращении получить израильское гражданство. Когда ему было отказано на основании "процедурных распоряжений" от 01.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля, в которой добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем — если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери.
Брат Даниэль не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу.
Верховный суд признал, что ни один израильский закон не определяет понятие «еврей», и постановил, что, в связи с отсутствием писанных законодательных норм и исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие "еврей" следует толковать не в строго галахическом смысле, а ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, "как это слово звучит в наши дни в устах народа" (формулировка судьи Берензона), "так, как мы, евреи, понимаем его" (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея "с улицы". Тем самым, по мнению Верховного суда, "еврей - это тот, кого другие считают евреем".
Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек, безусловно, может подать прошение на право жительства в Израиле, как и другие неевреи, но он не может считаться евреем, согласно Закону о возвращении, и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.
В 1968 году майор израильского флота Биньямин Шалит, женатый на шотландке-атеистке, обратился в Управление регистрации населения Израиля с просьбой записать его дочь, Галию, родившуюся в Израиле, в качестве еврейки по национальности.
С точки зрения иудаизма, Галия еврейкой считаться не могла, поскольку была рождена не от еврейской матери, поэтому в графе "вероисповедание" был поставлен прочерк. Шалиту было отказано, и он подал апелляцию в Верховный суд Израиля, где ссылался на дело Руфайзена, как на прецедент, и утверждал, что его дети не относятся ни к какой конфессии, но "привязаны к еврейству и к Израилю и воспитываются в соответствующем духе", а, следовательно, "простой еврей с улицы" признает их евреями.
Рассмотрение дела продолжалось более года. После тщательного анализа голоса судей разделились: из девяти судей пять было "за" и четыре — "против", причём каждый из девяти судей написал своё особое мнение.
Судья Агранат заявил, что тот факт, что "мы отвергаем законы нацистов, не означает, что мы автоматически должны отказаться от определения Галахи. Нюрнбергские законы основывались на расистской теории, предусматривающей деление рас на высшие и низшие. В Галахе ничего подобного нет. Галахическое правило исторически было вызвано стремлением предотвратить вымирание еврейского народа".
Интересно, что бывший премьер-министр, один из отцов-основателей Израиля, Давид Бен-Гурион согласился с мнением Аграната и заявил, что ребёнок еврейского отца должен наследовать его еврейство. Тем не менее, действующий тогда премьер-министр Голда Меир поддержала судью Зильберга и возложила всю вину на мать ребёнка: прими она иудаизм, никакой проблемы бы не возникло.
В результате, суд вынес решение в пользу Шалита и обязал Управление регистрации населения зарегистрировать Галию Шалит и её брата Орена евреями по национальности. Верховный суд отметил в своём заключении, что Управление регистрации населения является аппаратом сбора информации для государства и поэтому не должно вмешиваться в вопросы национальной идентификации ребёнка.
Несколько месяцев спустя, Кнессет внёс поправку в Закон о регистрации: "евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм".
В марте 1970 года, на основе двух вышеуказанных прецедентов, были приняты поправки к Закону о возвращении и к Закону о регистрации населения. В основе этих поправок легло компромиссное соглашение между партиями Авода и МАФДАЛ: "В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание,а также лицо, принявшее иудаизм".
Данное в законе определение еврейства не является универсальным, и имеет юридическую силу только в рамках применения самого Закона о возвращении.
Вместе с тем, Закон о возвращении был распространён на детей и внуков евреев, а также членов их семей, получающих (независимо от вероисповедания) тот же гражданский статус и пользующихся теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.
В мае 1971 года, в знак солидарности с борьбой советских евреев за репатриацию в Израиль, кнесет принял поправку к Закону о возвращении, на основании которой любой еврей, находящийся вне пределов Государства Израиль, может по желанию получить израильское гражданство.
В 1999 году Верховный суд Израиля принял прецедентное решение, согласно которому гражданство не предоставляется автоматически иностранцу, заключившему брак с уже действительным гражданином Израиля.
В 2014 году министерство внутренних дел Израиля впервые со времени возникновения государства выработало критерии для не евреев по Галахе, решивших перейти в иудаизм и переехать в Израиль, но проходивших процедуруза границей. Отныне, сразу после прохождения гиюра — обряда перехода в иудаизм, — им будет разрешено жить в еврейском государстве с временной визой, а не ждать сначала девять месяцев в стране исхода

_________________________________________________

Израиль заинтересован в возвращении евреев на родину, что в государстве закреплено на законодательном уровне. Для иностранных граждан, которые имеют еврейские корни, был принят специальный закон и создана программа репатриации.

Документ был одобрен Кнессетом в 1950 году. Он четко оговаривает, кто имеет право репатриироваться, и как именно осуществляется этот процесс. Стоит познакомиться с программой, которая предполагает автоматическое получение гражданства, если иностранец прибывает в Израиль, опираясь на Закон о возвращении.

Хотя закон был принят много лет назад, пока что не утихают споры насчет нескольких юридических моментов. В первую очередь не все довольны определением, кого можно относить к евреям. Поскольку на уровне иудейского права еврейство передается по женской линии. Но закон позволяет рассчитывать на репатриацию и в том случае, если гражданин России или другой страны имеет предков с еврейскими корнями мужского пола.

В 1958 году была попытка зафиксировать документально определение, согласно которому евреем мог считаться любой иностранец, признающий себя таковым. От него не требовали особых доказательств еврейства. Но позже программа была откорректирована, поскольку религиозная партия потребовала, чтобы права на репатриацию лишили тех мигрантов, которые отказались от иудаизма и относятся к иной конфессии.

В настоящее время воспользоваться льготными условиями получения гражданства по программе репатриации имеют право выходцы из России и иных государств, которые являются потомками евреев вплоть до третьего колена. Также это актуально в отношении супругов, которые заключили брак с ребенком либо внуком еврея, гласит закон о возвращении. Преференции предусмотрены и в отношении усыновленных/удочеренных лиц.

Любопытно, что иностранцы, которые сегодня регистрируют отношения с израильтянами, лишены права на быстрое получение гражданства. Им необходимо пройти процедуру натурализации, а только потом можно рассчитывать на паспорт Израиля.

Реализация права на репатриацию

Граждане России, которые бы хотели репатриироваться в Израиль, должны сначала собрать документы и подать их в консульство, чтобы удостовериться, что имеют право воспользоваться программой.

Претендуя на репатриацию в Израиль, стоит пересмотреть все семейные архивы. Из них нужно взять свидетельства о рождении родственников, которые имеют еврейское происхождение. Также необходимы и другие документы: о заключении брака, об образовании, трудовые книжки.

Если есть родственники в современном Израиле, стоит обязательно собрать и их бумаги, а также предоставить контактные данные. Претенденты на участие в программе предоставляют и собственные документы, удостоверяющие личность. Еще нужно сделать фотографии на каждого члена семьи.

Важно знать, что подача бумаг осуществляется лично. При этом вся семья должна прийти в консульство в полном составе, включая детей, которым исполнилось три года.

Документы проверяет министерство внутренних дел, как то оговаривает закон о возвращении. Если оно не найдет причин отказать в праве на возвращение, тогда репатриантам в Израиль выдается виза.

Порой проверка затягивается. Иногда МВД требует предоставления дополнительных документов. Именно поэтому выходцам из России проще решать все задачи на родине, обращаясь в консульство, чем весь период ожидания решения проживать на израильской территории.

Важные задачи по прибытии в Израиль

Когда самолет приземляется в аэропорту Бен-Гуриона, гостей ожидает множество процедур, обязательных к прохождению. Им обязательно нужно иметь с собой следующие документы:

  • загранпаспорт;
  • визу;
  • свидетельства о рождении/браке/разводе либо о смерти (если репатриацию в Израиль осуществляет вдовец/вдова);
  • фотоснимки для паспорта.

Сначала мигрантов ожидает паспортный контроль. Потом репатрианты в Израиль проходят в специальный зал в сопровождении представителей министерства абсорбции. Там осуществляется регистрация, выдача денежной помощи. Приезжий получает важные документы, которые ему нужно использовать для дальнейшего оформления по закону.

Согласно программе о возвращении, на руки дается удостоверение нового репатрианта (теудатоле). К нему прилагают направления для транспортировки из аэропорта и регистрации в больничной кассе, чтобы оформить страховку. Еще выходцу из России и любой иной страны выдадут теудатзеут - бланк, с которым нужно зарегистрироваться в реестре населения, а также платежное поручение. Последнее необходимо для открытия банковского счета.

Закон о возвращении предполагает предоставление помощи евреям и их потомкам, которые возвращаются на историческую родину. Она выражается в денежном пособии. Его размер вычисляют по количеству членов семьи, которая приезжает в Израиль. Если первая часть поступает на руки буквально по прибытии в страну, то потом средства начисляются через банк. Именно поэтому программа о возвращении и требует открытия банковского счета.

Если приезжие перевозят с собой бытовые приборы, за них предстоит заплатить пошлину. Но потом государство выплатит компенсацию. Если же семья переезжает с пустыми руками, на государственные деньги можно будет купить электроприборы уже по новому месту жительства.

Репатриация в Израиль Условия репатриации

Репатриация (от лат. repatriate ) - возвращение на родину. Репатриация евреев в Израиль носит название алия

Алия (ивр. ‏עלייה‏‎, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») - репатриация евреев в Израиль. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в законе Израиля «О возвращении».

Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом «оле́» (в женском роде - «ола́», мн. ч. - «оли́м», во мн. ч. жен. рода - оло́т), эти слова иногда используются и в русских текстах, определяя недавно репатриировавшихся в страну Израиль.

Подавляющее большинство израильских евреев сегодня - либо олим, либо потомки совершивших алию в 1-4 поколениях.

В настоящее время миграция в Израиль из стран бывшего СССР (России, Украины и Белоруссии) идет в основном из периферийных городов с низким уровнем жизни и характеризуется низкой долей еврейской компоненты (то есть в Израиль в большой степени едут не этнические евреи, а потомки от смешанных браков евреев с коренным населением).

В 2015 году из Украины в Израиль переехало 7 тысяч украинских евреев, из России – 6,600 тысяч человек а всего миграция в Израиль в 2015 году составила 30 тысяч человек.

Закон о возвращении провозглашает право каждого еврея на репатриацию в Государство Израиль. Согласно этому закону евреем является любой рожденный от матери-еврейки, но не перешедший в другое вероисповедание, а также принявший иудаизм. В то же время, нееврейский супруг, дети и внуки еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, располагают теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.

Более подробно о Законе о возвращении и сам Закон смотрите здесь:

Условия переезда в Израиль на ПМЖ

Израильское гражданство выдается на территории Израиля.

Однако до получения гражданства необходимо пройти предварительный этап: и проверки документов, с израильским консулом на территории страны проживания или гражданства. В случае положительных результатов проверки и собеседования репатрианту выдается виза на репатриацию в Израиль, которая действует в течение полугода.

Как оформить документы для репатриации в Израиль

Существуют следующие варианты оформления документов для репатриации в Израиль:

  1. Самостоятельно с консультированием в консульском учреждении

Адреса консульских учреждений Израиля в России и Украине: смотрите здесь

  1. С помощью Израильских культурных центров в России, Украине, Молдове (Организация «Натив»)

Об Израильских культурных центров в России, Украине, Беларуси, Молдове: смотрите здесь

  1. С помощью Фонда «Эвен-Эзер»

О Фонде «Эвен-Эзер»: смотрите здесь

4. С помощью Еврейского агентства («Сохнут»)

О Еврейском агентстве («Сохнут»): смотрите здесь

2017-01-27T18:01:06+00:00 konsulmir Израиль Репатриация в Израиль Репатриация в Израиль Условия репатриации Репатриация (от лат. repatriate) - возвращение на родину. Репатриация евреев в Израиль носит название алия Алия (ивр. ‏עלייה‏‎, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») - репатриация евреев в Израиль. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в законе Израиля «О возвращении». Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом «оле́» (в женском роде - «ола́», мн. ч. - «оли́м», во мн. ч.... konsulmir

Закон о возвращении отвечает на вопрос о том, кто имеет право на репатриацию в Израиль и регламентирует другие, связанные с этим вопросы.

1. Право на возвращение

4а. Право на возвращение членов семьи еврея (поправка к настоящему закону 1970 г.)

(а) Все права, предоставляемые евреям положениями Закона о возвращении, а также права нового репатрианта, предусмотренные Законом о гражданстве (1952г.) и другими законодательными актами, предоставляются также ближайшим родственникам еврея (супругам, детям, внукам а также супругам детей и внуков еврея). Евреи, которые по собственному желанию приняли другую религию, не могут рассчитывать на права, предоставляемые указанными Законами.
(б) При рассмотрении прав членов семьи еврея на репатриацию не имеет значения, репатриировался ли он сам в Израиль. Правами, определенными пунктом (а) настоящего параграфа, наделены родственники еврея даже после его смерти.
(в) На родственников еврея, претендующих на репатриацию, распространяются все ограничения, наложенные настоящим законом и/или другим законодательным актом.

4б. Кто может считаться евреем (поправка к настоящему закону 1970 г.)

Применительно к Закону о возвращении «еврей» - это тот, кто рождён от матери-еврейки и/или прошёл гиюр, но при этом не исповедует другую религию.

5. Исполнение Закона

Ответственность за исполнение данного Закона возложена на министра внутренних дел и комиссию по вопросам Конституции, законодательства и правосудия Кнессета.