Сроки слияния фтс и фнс. О взаимодействии фтс россии и фнс россии. Обмен данными по рискам

У Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы появится общая автоматизированная система данных. Ее создание ведомства намерены завершить летом 2016 года

В план деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2016 год включено создание объединенной информационной базы с Федеральной таможенной службой (ФТС). Единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров позволит ведомствам совместить потоки информации об импорте и подтверждать нулевую ставку НДС, тем самым упростив таможенное администрирование. В Правительстве РФ приняли решение о создании единой автоматизированной системы, которая объединит данные от налоговой службы и таможенной службы еще осенью 2015 года. Целью создания такой единой информационной системы является единое администрирование двух служб и контроль за транзакциями предприятий. Ведь, по сути, обе службы пересекаются в вопросах налогообложения и государственной пошлины. Однако из-за разного руководства, администрирования и информационной базы их взаимодействие далеко от идеального. Поэтому при оформлении импорта или экспорта товаров нередко возникают ситуации, когда заинтересованным в возврате НДС лицам приходится проходить множество инстанций, чтобы доказать это право.

Однако, часто возникают и противоположные ситуации, когда организации реализуют схемы, так называемого «серого импорта». Это сделки, в которых, помимо конечного покупателя и поставщика, участвуют еще несколько фирм-посредников. В результате создаются условия, при которых занижается таможенная стоимость товара или он растаможивается не по своему таможенному коду. В результате занижается НДС. В целях предотвращения таких схем в ФНС уже довольно давно работает специальная система АСК НДС-2. Однако она не позволяет отслеживать весь путь товара до его растаможивания на территории России. Новая система даст возможность налоговикам отслеживать товар в момент ввоза, поэтому количество таких мошеннических схем должно сократится, как считают эксперты.

Хотя в январе 2016 года ФТС была передана Президентом России Владимиром Путиным под управление Министерства финансов, обе службы до сих пор имеют проблемы из-за отсутствия тесного взаимодействия. Так, недобросовестные бизнесмены, пользуются возможностью бесконтрольного трансфертного ценообразования. В ФТС организации предоставляют одни сведения по ценам, в ФНС - другие, в результате имеют необоснованную налоговую выгоду на НДС. Ведь даже до сих пор налоговики не получают от таможенников полной информации по счетам-фактурам. Однако большинство специалистов в области таможенного и налогового права, а также представителей реального бизнеса, уверены, что полностью совмещать эти две службы все же не стоит. По их мнению, достаточно будет только усовершенствовать администрирование в таможенной службе. Причем, не только в вопросах налогообложения экспортных и импортных товаров, но и в вопросах прохождения разного рода контроля и служб непосредственно на границе. В частности, предприниматели будут рады упрощению санитарного и ветеринарного контроля ввозимых и вывозимых товаров. В этом смысле предлагаемое объединение информационных систем также может стать "первой ласточкой" в упрощении соответствующих контрольных и надзорных процедур.

Дата публикации: 20.09.2018 14:00

В ЦВЗ «Манеж» состоялось совместное заседание коллегий ФНС России и ФТС России, посвященное вопросу взаимодействия двух ведомств.

«Перед нашими ведомствами стоят серьезные задачи по обеспечению доходов бюджетов всех уровней, сокращению числа низкоэффективных проверок, обеспечению полной готовности к администрированию страховых взносов по всем направлениям налогового администрирования: учет платежей, контрольная, судебно-правовая, прогнозно-аналитическая работа», - завершил свой доклад руководитель ФНС России.

О выполнении задачи по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей, поставленной перед ФНС России и ФТС России в 2015 году Президентом, рассказал Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Антон Силуанов . «Основной акцент в этой работе мы сделали на интеграции цифровых платформ ведомств, направленной на устранение информационных разрывов, возникающих в точках пересечения налогового и таможенного администрирования, которыми пользовались недобросовестные налогоплательщики и участники внешнеэкономической деятельности. Сегодня данная задача выполнена - мы это видим в цифрах повышения эффективности налогового и таможенного администрирования, а также в росте поступлений в бюджет», - отметил он.

Об ускорении развития экономики страны за счет сотрудничества налоговой и таможенной служб рассказал руководитель ФТС России Владимир Булавин . Он отметил, что создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей и применение риск-ориентированного подхода способствует уменьшению количества проверок и числа фирм-однодневок, а также обелению экономики в целом. «Дальнейшее взаимодействие налогового и таможенного ведомств основано на внедрении передовых технологий и практик», - завершил свое выступление он.

Мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что решения, принятые на коллегии доходообразующими ведомствами прямо отражаются на жизни города. Он также отметил, что налоговое администрирование, которое проводит ФНС России, обеспечивает 20-30% налоговых поступлений - это означает полное обеспечение развития глобальных проектов, улучшающих инфраструктуру столицы.

В заседании также приняли участие заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин , Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Макаров , Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин , Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков .

Решение о создании единого фискального органа путем объединения налоговой и таможенной служб будет принято до мая 2018 года, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тогда же власти определят параметры налоговой реформы

Игорь Шувалов (Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»)

К маю 2018 года, «началу нового политического цикла», может быть создан единый фискальный орган путем объединения ФНС и ФТС, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС во вторник, 21 ноября, передал корреспондент РБК. «Каким образом будет построен налоговый администратор, как он будет взаимодействовать с гражданами и юридическими лицами — это в целом будет зависеть от того, как будет чувствовать себя система в целом», — заявил чиновник. Появление единого фискального органа позволит государству получить «совершенно стабильный доход через администрирование этой службы», пояснил вице-премьер.

Решение должно быть принято именно к маю, поскольку тогда «появится новое правительство». «Когда появляется новое правительство, президент всегда принимает решение о системе органов исполнительной власти», — напомнил первый вице-премьер. Шувалов признал, что вопрос о создании единого фискального органа — «непростой и болезненный». Он отметил, что возможен вариант «сохранения налогового администратора в том виде, в котором он существует сегодня».

Шувалов также рассказал, что к маю 2018 года должны быть окончательно определены параметры налоговой реформы. Решения «по налоговой системе, по налоговым ставкам» должны быть приняты «в начале политического цикла, чтобы все жили спокойно шесть лет», оценивали налоговую нагрузку и планировали бизнес, объяснил Шувалов.

Замминистра финансов Илья Трунин после выступления вице-премьера пояснил журналистам, что в настоящий момент «идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС». «Мы сейчас работаем как министерство не над тем, как дальше будет функционировать фискальная система, а над тем, как оптимизировать процесс, сделать единый механизм администрирования», — заявил Трунин. Глава ФНС Михаил Мишустин отказался комментировать слова Шувалова об объединении, в ФТС не ответили на запрос РБК.

На деле интеграция систем таможни и налоговой уже идет, механизм был запущен еще в 2016 году, и ведомства на постоянной основе обмениваются данными из своих баз — ФНС видит данные о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров, говорит источник РБК в ФТС. «Например, у вас с соседом один ноутбук на двоих, но вы не можете работать на нем одновременно — он либо у вас, либо у соседа. Интегрированная система ФТС и ФНС — это, условно, два ноутбука, два сервера, которые между собой соединены», — объясняет собеседник РБК. Интеграция помогает эффективнее применять риск-ориентированный подход, более точно находить предмет контроля. Следующий этап этой интеграции — налаживание системы прослеживаемости товаров, чтобы товар можно было проследить от этапа ввоза до этапа реализации в рознице, поясняют в ФТС.

Взаимодействие ФТС и ФНС может дать мощный синергетический эффект, считает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский, интеграция позволит более эффективно бороться с налоговыми схемами, в первую очередь таможенными «каруселями» (схема уклонения от уплаты НДС. — РБК ) и серым импортом, считает он.​ «И у тех и у других в принципе единая задача — наполнять казну. Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, то проблем не будет», — рассуждает Успенский.

У ФТС дела похуже

Функции таможни и налоговой пересекаются в незначительной степени, считает заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, и межведомственный обмен работает неэффективно. «Если бы сотрудничество между ведомствами было эффективным, то тогда бы не вставал вопрос о создании единого фискального органа. Каждый бы занимался своим делом как нужно. Таким образом, можно говорить о том, что ФТС испытывает какие-то проблемы, потому что мы слышим предложения объединить ее с налоговой службой, и никак не наоборот», — подчеркивает Корниенко.

О создании единого фискального органа Игорь Шувалов говорит не первый год и возобновление обсуждения этой темы связано с началом нового политического периода, считает доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга ​РАНХиГС Татьяна Сафонова: оба ведомства имеют опыт по сбору доходов, и цель объединения позволит сократить административные затраты в том числе за счет слияния функционала.

ФТС и ФНС являются крупнейшими администраторами доходов бюджета: в 2016 году ФНС собрала в федеральный бюджет 6,92 трлн руб., а ФТС — 4,98 трлн руб., следует из данных Казначейства. В сумме это более 88% всех бюджетных доходов. За десять месяцев 2017 года службы собрали для бюджета 11,16 трлн руб.: ФНС перечислила в казну 7,54 трлн руб. (86,6% от прогнозного показателя), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8% от прогноза).

Двадцатого ноября президент Владимир Путин встречался с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным, но, по словам последнего, создание единого фискального органа не обсуждалось. От дополнительных комментариев Мишустин отказался. Представитель ФТС не ответил на запрос «Ведомостей».

Против объединения выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Слить можно все, что угодно, но функции служб какими были, такими и останутся, как и принципиальное различие в организации их работы, говорил в октябре в интервью «Ведомостям» руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

У таможни не только фискальная функция, она контролирует права на интеллектуальную собственность, осуществляет правоохранительную деятельность, борется с контрабандой, говорит один из чиновников. Таможенное администрирование в чистом виде – открытие и закрытие таможенных процедур, идентификация товаров, это не фискальные процедуры, и непонятно, как всем этим может заниматься единая служба. Единая система оказалась хорошим компромиссом, сказал другой чиновник, она позволила установить тотальный контроль за уплатой НДС: налоговой службе видны все подозрительные транзакции, доступ к данным позволил лучше контролировать товарные потоки. «Но именно единой базы сейчас нет – у каждой службы отдельная, просто есть доступ друг к другу», – возражает еще один чиновник. Это и не нравится Шувалову. Идея – разбить реформу на два этапа: до марта сделать единую базу, после – обсудить объединение служб и к маю, к формированию нового кабинета, принять решение, поясняет он.

Как улучшается таможня

В этом году Россия поднялась на 40 ступеней до 100-го места в рейтинге Doing Business в сфере международной торговли (оценивается простота и скорость растаможивания). Например, был упрощен порядок уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорены процедуры экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, объясняла ФТС. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел с $765 до $665, для импортеров – с $1125 до $587,5.

Обе службы в ведении Минфина – этого пока достаточно для координации их работы, считает председатель РСПП Александр Шохин. ФНС сильно продвинулась в автоматизации, но нельзя говорить, что ФТС настолько отстала от налоговой, что бизнесу невозможно взаимодействовать с таможней, считает Шохин. Например, ФТС собирается сократить число мест таможенного оформления с 672 до 16 центров электронного декларирования.

В объединении есть плюсы: у некоторых компаний налоги, как правило, администрируются из офиса в Москве финансовым департаментом, а за связи с таможней отвечает отдел снабжения, который может сидеть в другом городе, говорит сотрудник «дочки» иностранной компании: «При объединении служб легче будет администрировать экспортный НДС». Но у ФТС есть еще и правоохранительные функции – странное получится сращение, переживает он. Рискованное решение, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, особенно в ситуации дефицита федерального бюджета: есть специфика в работе ФТС, а при объединении неизбежна потеря части специалистов. Достаточно общей информационной платформы, настаивает он.

У двух служб сейчас разные задачи и функции, методы и способы контроля, согласна руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, для начала надо сблизить два вида контроля, иначе возникнет организационная путаница. «Я, как бывший чиновник (ранее возглавляла департамент внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. – «Ведомости»), переживший несколько административных реформ, могу сказать, что, если реформа не проработана, ничего хорошего из этого кроме потери компетенции не получится», – предупреждает она.

К маю 2018 года правительство должно определиться с вопросом объединения налоговой и таможенной служб. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС . Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, пишут «Ведомости».

Идея не новая: последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 году решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС и ФНС под кураторство Минфина . В чем смысл объединения налоговиков и таможенников?

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «ФНС за последние годы реально стала оцифрованной, понятной потребителю. Каждый человек, если он это захотел, получил личный кабинет, он понимает, когда и сколько платить налогов. Более того, информационные системы ФНС очень сильные, проникающие в каждую пору экономической жизни. С этой точки зрения ничего технологически нового в расчетах, которые ведет Федеральная таможенная служба , нет. Безусловно, у нее должны оставаться пограничные пункты, переходы и остальная инфраструктура, но штаб управления потоками, которые контролирует ФТС, практически тот же самый, что и у ФНС. В этом смысле мне объединение кажется очень логичным. Отдельно хочу сказать очень добрые слова в отношении руководителя ФНС Мишустина. Он понятен всем предпринимателям, и в этом залог успеха потенциального слияния. Идея сокращения бюрократического аппарата витает в воздухе. Хочу напомнить, что в процентном отношении бюрократический аппарат, который мы сейчас содержим, вдвое, если не вчетверо больше, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе люди за 70 лет общения друг с другом поняли, что это гиря, которая невыносима. Поэтому практически каждые четыре года Госплан СССР вместе с ЦК КПСС в приказном порядке сокращали аппараты на 10%. Сегодня они разрослись до неимоверных размеров, а дальше я не буду говорить вам про „мигалки“, 13-е зарплаты, социальные пакеты. Это практически невыносимо. Если бизнесу правила понятны - а с ФНС они сейчас понятны абсолютно, если доверие есть - а оно возникает, безусловно, бизнес будет только аплодировать и в воздух чепчики бросать».

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «На первом этапе, я думаю, это принесет некоторые негативные результаты, как у нас всегда бывает, когда происходят управленческие перестройки, наблюдается шатание и негативная турбулентность. Но, в принципе, если они организуют, а я думаю, в течение полугода возможно организовать работу, то с точки зрения администрирования налогов это может дать положительный эффект. Сейчас же проблема не только в том, что не хватает средств, а не хватает именно административных функций по сбору налогов. Даже при существующей ситуации можно собирать больше на 10-15%, даже на 20%. Но процесс администрирования иногда проводится слабо. Поэтому я бы не сказал, что данное объединение прямо сейчас решит какие-то проблемы по сбору средств, но если организационно все пройдет удачно, то это может дать позитивный вклад в бюджет страны».

Против объединения ФНС и ФТС выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Как говорил в октябре в интервью изданию руководитель ФТС Владимир Булавин , некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.