Оценка безопасности системы информационного управления российской федерации. Источники социальной информации Социальная информация виды и функции

ВОПРОС № 1. Понятие информации, её свойства. Информационные процессы

Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом». В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.

В философском смысле информация есть отражение реального мира. Это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.

В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.

Свойства информации

Объективность информации.

Полнота информации. Полнота информации характеризует достаточность данных для принятия решения.

Адекватность информации. Это степень её соответствия реальному состоянию дел.

Доступность информации. Это мера возможности получить информацию. О

Актуальность информации. Это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Основные информационные процессы:

1. Поиск информации - это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных и др.

2. Сбор и хранение. Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.

3. Передача. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

4. Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

5. Использование.

6. Защита. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.


ВОПРОС № 2. Классификация информации по видам. Социальная информация

Классификация информации:

по способу восприятия:

Визуальная - воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная - воспринимаемая органами слуха.

Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами.

Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления:

Текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

Числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

Графическая - в виде изображений, предметов, графиков.

Звуковая - устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

по назначению:

Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Секретная - передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

Личная (приватная) - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

по значению:

Актуальная - информация, ценная в данный момент времени.

Достоверная - информация, полученная без искажений.

Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

по истинности:

истинная

Социальная информация

К социальной информации относится любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы. Соответственно, если эти функции обеспечивает любой из вышеперечисленных видов информации, ее можно рассматривать и как социальную. При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

о состоянии экономической сферы;

об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

о рынке труда и капитала и т.д.

Социальная информация ‒ это те сведения и сообщения, которые передаются в процессе общения. Это совокупность эмоциональных и иных воздействий, передаваемых участниками коммуникационного процесса. Это знания и эмоциональные посылы, передаваемые людьми последующим поколениям.

Что представляет собой социальная информация

Существуют различные каналы передачи подобных сообщений, несущих просветительную и образовательную функции. Например, наиболее ярко невербальные социальные сообщения передаются посредством традиционной культуры. В современном обществе важным каналом обмена такими данными являются

Понятия "информация" и "социальная информация" неразрывно между собой связаны. Только, в отличие от первой, являющей собой знания об обществе, вторая отличается своей динамичностью и в полной мере отражает процессы, происходящие при социальной коммуникации. В процессе эволюционного развития общества произошло усложнение структурной части социальной информации. Если раньше поведение человека регулировалось выработанными поколениями генетическими знаниями, то в настоящее время общество предпочитает оперативную информацию, отличающейся своим многообразием и оперативностью.

Виды общественной информации

С точки зрения информацию данного типа можно классифицировать на следующие виды:

  • специальная;
  • массовая.

Другой способ деления основан на том, при помощи какого способа она отражается в сознании человека. Различают эстетическую и логическую составляющие социальной информации.

Помимо этого, существуют виды социальной информации, основанные на чувственном восприятии поступающих к человеку данных от окружающего мира. В соответствии с этим различают тактильный, аудиальный, вкусовой и другие виды.

Методы систематизации

Социальная информация ‒ это данные, которые нуждаются в периодическом сборе и систематизации. Например, социальная информация может быть получена следующими методами:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • анализ;
  • экспертный опрос;
  • социальный эксперимент и др.

Наибольшее распространение получил метод социологического наблюдения, подразумевающий проведение и взятие интервью. Данные методы позволяют получить максимально актуальные, надежные и достоверные сведения.

Как осуществляется сбор социальных сведений

Сбор данных является важным этапом любого социологического исследования. При этом сбор социальной информации осуществляется комплексно, с применением сразу нескольких методов. Например, анализ документов является традиционным и достаточно надежным методом, который часто выступает в качестве формализованного и дополнительного способа получения нужных социологических данных. Универсальным и часто используемым методом является опрос, который может проходить в форме прессового или раздаточного анкетирования, в форме стандартизированного интервью, а также свободного, лишенного формальностей интервью. Социологическое наблюдение — метод сбора первичной социологической информации, который осуществляется путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.

Цели и задачи

Социальная информация ‒ это все накопленные знания о мире, которые используются человечеством в самых различных сферах их жизнедеятельности. Отсюда можно выделить следующие функции:

  • научно-познавательная;
  • идеологическая;
  • управленческая;
  • коммуникативная и др.

Каждая из этих функций строго специфична, однако целесообразно рассматривать их в комплексе. Некоторые пары функций неразрывно связаны между собой, как, например, коммуникативная и управленческая. Примечательно, что социальная информация никогда не перестает быть ценной. Даже в том случае, если теряется ее актуальность, она остается незаменимым источником различных исторических фактов.

Социальная информация - это прекрасная возможность хорошо ориентироваться в окружающем каждого человека реальном мире, а также максимально объективно эту реальность воспринимать. Возможность наблюдать за окружающей обстановкой и принятыми в том или ином коллективе нормами дает возможность индивиду правильно ориентироваться в окружающей обстановке, а также строить свое поведение таким образом, чтобы оно органично вписывалось в уже существующие правила.

Каналы передачи

Человек получает необходимую для него информацию при помощи различных социокультурных институтов, в качестве которых могут выступать: семья, образование и средства массовой коммуникации. Семья выступает в качестве первого социокультурного института, откуда человек получает самое первое представление об окружающем его мире. Поэтому сложно переоценить роль семьи в формировании и передаче социальной информации последующим поколениям. Телевидение и интернет позволяют получать самые различные знания о мире и о нормах коммуникации в нем.

Наконец, образовательно-просветительные институты, а также система непрерывного образования обеспечивают современного человека достоверной и актуальной информацией. Немаловажное значение имеет непосредственное общение между людьми. Они при помощи устных или письменных сообщений участвуют в обмене социальной информацией. Однако наибольшее распространение в настоящее время получила общественная информация из интернета. Для большинства современных людей это наиболее простой и быстрый способ получения сведений в текстовой форме, а также в форме аудио- или видеофайла.

Она дает нам общее представление о том, в каком состоянии в настоящее время находится социально-педагогическая система, а также о том, каким образом обеспечиваются потребности в информационных ресурсах в образовательном процессе. Она является важнейшим интеллектуальным ресурсом, активно используемым современным обществом.

Социально-педагогическую информацию невозможно представить без использования информационных технологий, позволяющих существенно ускорить процессы сбора, переработки и хранения ресурсов. Она является важной частью общественной интеллектуальной собственности. Более того, с каждым годом ее значение все более возрастает. Достоверные данные такого типа необходимы в процессах управления. Социальная информация позволяет принимать правильные управленческие решения, а также корригировать ранее принятые решения. Собирать, систематизировать и применять данную информацию крайне целесообразно во всех сферах жизни и во всех видах человеческой деятельности, так как это способствует принятию обоснованных, адекватных текущей ситуации действий.

Обобщение полученных исследовательских данных

Затрагивая различные сферы общественной жизни, социальная информация может классифицироваться на экономическую, политическую, социальную. Различают также бумажную, электрическую и электронную в зависимости от того, какой именно материальный носитель используется для ее передачи. Формально в качестве носителей информации применяются печатные издания, радио и телевидение. В зависимости от поставленных целей социальная информация может быть представлена качественно или количественно. Рассматривая поступление данных от объекта к субъекту и наоборот, можно выделить прямой и обратный тип передачи данных.

Из социальных данных может быть сформирована справочная информация, включающая в себя нормативные сведения, или же Последняя обладает переменным периодом использования и характеризуется быстрыми сроками сбора. В зависимости от того, к каким именно функциям управления относится социальная информация, она классифицируется на следующие виды:


Методы сбора социально-педагогической информации

Анализ документов позволяет получить данные о тех событиях, наблюдение за которыми уже не представляется возможным. Однако доклады, протоколы, публикации и другие источники могут предоставить ценную статистическую социальную информацию. Архивные исследования предоставляют уникальную возможность изучить то или иное социальное явление, затрагивая более широкий временной интервал. Архивное исследование предполагает работу с данными переписи населения, фольклором, личными письмами, а также газетными материалами и различными статистическими отчетами.

Другим, не менее важным методом социальной информации является наблюдение, в процессе которого собираются первичные эмпирические сведения. Главным достоинством данного метода является независимость и максимальная объективность получаемых данных, а также возможность запечатления самого процесса человеческого общения и его элементов. Эксперимент является наиболее ценным и в то же время наиболее сложно выполнимым методом сбора социальной информации. В совокупности все существующие методы поведения человека направлены на познание и улучшение коммуникативного процесса. В этом заключается главная функция социальной информации.

Введение...................................................................................................................2

1. Источники и виды социальной информации...................................................4

2. Методы и средства получения, обработки и хранения информации. Технические системы информационного обслуживания субъектов управления...............................................................................................................9

3. Социологические исследования как источник получения управлен-ческой информации............................................................................................................16

Заключение.............................................................................................................20

Список используемой литературы.......................................................................22

Введение

Цель настоящей работы состоит в исследовании информации в системе социального управления.

Актуальность темы обуславливается тем, что информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. 1

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Термин «информация» уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социальных наук – теории управления, экономике, политике и т. д

Приступая к изучению курса, прежде всего нужно ознакомиться с важнейшими понятиями, для того, чтобы иметь представление о чем идет речь.

Социальная информация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Информация – это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация – это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информации как фундаментальной базы.

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы.

Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий. Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

    Источники и виды социальной информации

Информация классифицируется по различным основаниям: 2

Сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

Источникам поступления (внутренняя и внешняя);

Материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

Формам носителей (средства массовой информации – радио, телевидение, печатная – книги, газеты, журналы);

Периодам использования (условно-постоянная – справочная, нормативная и переменная – оперативные сведения);

Видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

Характеру представления (количественная и качественная).

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание.

К информации и информационному обеспечению обычно предъявляются определенные требования:

1) полнота – отражение в полной мере управляемых процессов;

2) достоверность – формирование на основе объективных данных;

3) оперативность – поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

4) недопустимость неиспользуемых сведений («шума»), осложняющих принятие решений;

5) прозрачность – невозможность различных толкований;

6) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной.

Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта.

Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.

Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать, прежде всего, состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой – политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей – непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей – классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.

Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.

Специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима в административно-правовом управлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительской деятельности.

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков:

Исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений;

Сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем;

Регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.;

Оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние;

Внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы.

Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, – важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить: 3

1) на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация);

2) потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи – от объекта к субъекту (обратная информация).

Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации - поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных.

Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей.источниках экономической и социальной информации . Данной теме посвящены статьи... Беларуси представлена тремя видами социальных программ: социального страхования; социальной помощи и социального обслуживания» со следующей...

  • Освещение социальной работы в СМИ

    Реферат >> Социология

    Интернета к массовой коммуникации, которая является видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную... . – 2007. - № 5. – С. 18-22. Интернет-источники 44. Агентство социальной информации . www.asi.org.ru ...

  • Социально -культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    Объединению людей, занимающихся конкретным видом социально -культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения... необходимой информации , приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной ...

  • Реферат >> Социология

    Общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и... к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений...

  • К социальной информации относится любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы. Соответственно, если эти функции обеспечивает любой из вышеперечисленных видов информации, ее можно рассматривать и как социальную.

    При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой. Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения: о состоянии экономической сферы; об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом; о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства; о рынке труда и капитала и т.д.

    В общем виде социально-психологическая информация – это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

    Виды информации различают, как правило, по следующим основным характеристикам: степень упорядоченности; форма закрепления; доступность; содержание (сфера применения, ценность информации от времени, предназначение); затраты интеллектуального труда человека на создание информации; по степени упорядоченности различают информацию и документированную информацию.

    По форме закрепления информация подразделяется на: представленную в письменном виде (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); в устной форме (публичное исполнение и т.д.); в виде звуковой или видеозаписи механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); в виде изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видеоизображения, компьютерная графика и анимация, фотография и т.д.); в объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

    По доступности информация разделяется на открытую (общедоступную) и ограниченного доступа.

    По сфере применения информация может быть разделена на: экономическую; социально значимую; служебную; частную; развлекательную и т.п.

    По ценности от времени информация может быть разделена на: оперативную; неоперативную; памятники культуры.

    Ценность оперативной информации существенно зависит от времени, прошедшего с момента ее возникновения. Ценность неоперативной информации в меньшей степени зависит от времени. Произведения художественной литературы или искусства могут сохранять свою ценность в течение нескольких лет. Если ценность этих произведений не уменьшается в течение десятков лет, они могут быть отнесены к памятникам культуры.



    5.Специальная социальная информация .

    По предназначению информация в социальных системах подразделяется на: массовую; групповую; индивидуальную. Массовая информация представляет собой сведения, предназначенные для неограниченного круга лиц. Как правило, форма представления массовой информации – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Групповая информация ориентирована на использование вполне определенным кругом лиц, имеющих отношение к содержащимся в ней сведениям. Индивидуальная информация ориентирована на конкретного человека.

    В коммуникативных процессах информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. По интеллектуальным затратам человека на создание информации она условно может быть разделена на: высокоинтеллектуальную; распорядительную; бытовую.

    С точки зрения способа фиксации информации существуют различные виды документированной информации – т.е. зафиксированной на каком-либо материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Под носителем информации в общем случае понимается физическое лицо, или материальный объект, в том числе физическое поле, в котором информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

    Прежде чем начинать разговор о социальной информации, надо остановиться на более общих понятиях, таких, например, как «информация».
    .
    В разных учебниках и учебных пособиях этот термин трактуется по-разному. Мы же возьмем за основу определение, данное известным ученым в области информации, а также известным журналистов.
    В.Г. Афанасьевым. «Информация в самом общем смысле слова есть результат отражения многообразия действительности, сообщения, сведения о ней, т.е. такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель. Только взаимодействуя с потребителем, знания приобретают характер сообщения, сведения. И информация – это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, т.е. те, что собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются (или могут быть использованы) системой. Причем, не любой, а только самоуправляемой системой. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления в целях сохранения качественной специфики системы, ее совершенствования и развития».

    Социальная информация – это информация взаимодействий, циркулирующая в общественных системах, в социальном управлении. Она обеспечивает нахождение, хранение, передачу важной, программирующей поведение индивидов информацииот поколения к поколению (вертикальный обмен информацией), а также обмен информацией между людьми одного поколения (горизонтальный обмен информацией). Она воплощена в орудиях труда и других предметах «второй природы», в документальной (летописи, книги, архивы, газеты, журналы, магнитные диски и ленты и т.д.), художественно-образной (произведения литературы и искусства) и устной форме. Именно поэтому всякое новое поколение людей благодаря социальной информации избавлено от необходимости повторять все сначала.

    Информация (информационное сообщение) поставлена учеными в один ряд с материей (пищей) и энергией (теплом) как наиболее важными факторами в жизни и развития человека и общества. Высшим видом человеческой практики является социальное управление (обществом, его сферами, человеком, человека самим собой и т.д.), которое немыслимо без социальной информации. Информация, будучи результатом отражения, познания многообразной действительности, возникает в практике и прежде всего в практике управления (орудиями труда, природными и общественными процессами) и, в конечном счете, служит практике, причем, прежде всего, практике управления.

    В социуме, т.е. обществе происходит постоянный обмен сообщениями, сведениями о различных предметах, явлениях и процессах действительности. Делается это для того, чтобы люди могли успешно играть свои социальные роли, управлять бесчисленными объектами окружающего мира. Начинается этот процесс с управления человека самим собой, затем переходит к управлению сообществами людей и, наконец, общества в целом. Это, подчеркивает академик В.Г. Афанасьев, непременное условие, а также средство, фактор функционирования и развития общества, жизни и развития человека.



    Социальную информацию подразделяют на три больших класса :

    1) информация о прошлом (историческая);

    2) информация о настоящем;

    3) информация о будущем.

    Первая дает представление о функционировании общества в предыдущие этапы своего развития и отражается, как правило, в исторических летописях, архивах, документах. Они служат основным материалом для изучения истории нации, страны, ее отражении в научных трудах, монографиях, учебниках, на которых учатся и воспитываются последующие поколения.

    Второй класс информации дает представление о текущей жизни. Ее отражениеь занимаются прежде всего системы средств массовой информации и массовой коммуникации.

    Третий класс социальной информации, которую называют еще прогностической, нацелен на выявление и определение путей развития общества в ближайшем будущем и отдаленной перспективе. Эту информацию производят социологи, футурологи, писатели, специализирующиеся на научной фантастике, предсказывая в научной или художественной форме будущее конкретных сообществ, народностей, наций и человечества в целом.

    Важным основанием для классификации информации о настоящем, считают специалисты, является источник информации, причем в качестве источника выступают как объект, отражением которого является информация, так и субъект, создающий и распространяющий информацию.

    Информация разделяется на фиксированную (может использоваться многократно) и нефиксированную (используется однократно, в момент ее получения).

    В зависимости от необходимости и степени переработки информации различают исходную (первичная, необработанная, «сырая») информацию, промежуточную (переработанная, но еще не в той степени) и конечную (полностью переработанная, упорядоченная, систематизированная, доведена до степени ее готовности для использования).

    Цель, для достижения которой информация применяется, и сфера ее применения служат основанием для членения информации на универсальную, пообъектную (для группы объектов) и функциональную (для реализации функций, форм жизнедеятельности конкретного объекта).

    По форме, способу получения различают академическую , которую получают в результате фундаментальных исследований, и эвристическую , образовательную, приобретенную в процессе обучения, рабочую, специальную и т.д.

    В социальном управлении исходной функцией управления является выработка и принятие решения. Информация, выполняющая эту функцию, является исходной.

    При осуществлении организационной функции управления необходима организационная информация, позволяющая создать состояние упорядоченности как объекта, так и субъекта управления, сформировать прямые и обратные информационные связи между ними.

    Организационная информация помогает субъекту (органу) управления упорядочить управленческий цикл (от принятия решения до его выполнения), определить последовательность операций во времени и пространстве, их направленность, выбрать и закрепить структуру субъекта и объекта управления и рационализировать взаимоотношения между ними, распределить функции между звеньями, сотрудниками, определить их права и обязанности.

    В ходе реализации функции организации осуществляется и функция самой информации, ее отбор, взаимодействие между ее различными потоками и видами, ее систематизация (установление и отработка форм информации, ее содержания и объема периодичности ее поступления).

    Регулирующая информация – одна из самых важных в управлении. Ее главная составная часть – информация нормативно-правовая . Она содержится в Конституции, указах президента, законах и решениях, принятых органами власти и управления всех уровней, многочисленных нормативных документах. Их отсутствие приводит к дезорганизации, хаосу, безответственности, способствует росту преступности.

    К регулирующей информации при относительной самостоятельности относятся предписывающая и осведомляющая информация .

    Учетная информация делится на статистическую, бухгалтерскую. оперативно-техническую, неразрывно связана с контрольной информацией, которая отражает степень соответствия процессов и результатов функционирования системы требованиям предписывающей, заключающейся в решениях – программах, законах, нормах, стандартных правилах и т.д. Расхождения показателей служат сигналом о необходимости управляющих воздействий.

    Все виды информации накладываются, переплетаются и превращаются друг в друга. Так, учетно-контрольная информация становится исходной для принятия нового управленческого решения, например при планировании деятельности редакционного коллектива.

    В зависимости от направленности информации различают горизонтальную и вертикальную информацию. Последняя делится на прямую (от субъекта к объекту, директивно-нормативную) и обратную (от объекта к субъекту, контрольно-учетную), на внутреннюю (о данной системе) и внешнюю (об окружающей систему среде). Резкое преобладание первой приводит к самоизоляции системы, и она теряет функции элемента более общей системы.

    «Управлять – значит предвидеть», – писал В.Г. Афанасьев. Предвидеть прежде всего, к каким социальным последствиям приведет программа, реформа, план, как они отразятся на положении человека, в какой мере отвечают его интересам и потребностям. Управлять информационными процессами – значит предвидеть, к чему могут привести те или иные сообщения, какой отклик и резонанс они вызовут у аудитории и в обществе в целом.

    Информация, предвосхищающая состояние социальной системы самого разного уровня – от семьи, трудового коллектива до общества в целом, – это прогностическая и плановая информация.

    Прогностическая информация выполняет три функции: ориентировочную, нормативную, предупредительную .

    Ориентировочная информация позволяет субъекту, органу управления выбрать цели, наиболее перспективные, реалистические направления в развитии общества, его отдельных сфер и звеньев; установить, решению каких проблем отдать предпочтение, в какой последовательности и какими средствами решать задачи. Этого типа информация позволяет создать модель будущей системы на различные периоды времени и направить систему на реализацию модели.

    Нормативная информация содержит определенные показатели, нормы, следуя которым, можно осуществить прогностическую модель. Они не носят директивного характера, а помогают очертить условия, необходимые для реализации модели.

    Предупредительная информация позволяет заранее предвидеть отклонение системы от заданной цели, возможные причины отклонения, отдельные последствия того или иного решения.

    Первый, самый высокий уровень обобщения являет собой информация теоретического уровня – знания о наиболее общих закономерностях становления, развития и функционирования общества. Источником этого рода информации являются общественные науки – философия, экономическая теория, социология.

    Второй (средний) уровень обобщения содержит информация о социальной структуре общества на данном этапе его развития (отношения между классами, нациями, этносами, большими социальными группами, городом и деревней, различными сторонами социальной структуры, конкретизация отношений основных классов, больших социальных общностей и социальных групп и т.д.).

    Третий (первичный, исходный) уровень строится на информации о малых группах, первичных и исходных трудовых коллективах, о человеке, его положении, интересах и потребностях.

    В.Г. Афанасьев подчеркивал, что «...в области массовой информации деление участников информационного взаимодействия на источники информации (субъекты воздействия) и приемники информации (объекты воздействия) весьма относительно, поскольку обе стороны этого взаимодействия – субъекты и объекты одновременно».

    В своих предыдущих работах в качестве первого требования он выдвигал классовый, партийный подход к анализу и оценке информации. С началом реформ В.Г. Афанасьев вынужден был если не отказаться, то существенно пересмотреть это положение. Прежде всего потому, что чрезмерная политизация, беспрекословное соблюдение принципа классовости, партийности, подбор кадров на основе этого принципа, слепая приверженность идеологическим догмам крайне отрицательно воздействовали на общественные науки (главный источник самой высокой, теоретического уровня, социальной информации), на средства массовой информации – печать, радио, телевидение (главный проводник, комментатор информации, самое мощное средство формирования общественного мнения). «Мы, жрецы информации (ученые и журналисты), постоянно искали (и продолжаем искать) «врагов», боролись (и продолжаем бороться) то с консерваторами, то с ультрарадикалами. Какая-то непримиримость, групповщина, эгоизм, сепаратизм и местничество раздирают «информационное пространство» бывшего Союза. А ведь, кажется, совсем недавно оно было если не абсолютно, то почти (исключая «диссидентов») единым… нам, служителям информации, надо объединиться под единым флагом истины. Истина – это Бог, которому призваны служить социальная информация и ее жрецы, будь то политики, ученые или журналисты».

    Главные, непреходящие требования к информации, на его взгляд, следующие.

    Истинность, достоверность, соответствие информации тому, что она отражает.

    Систематизированность, комплексность, сочетающая в себе различные виды и сведения, исторически и логически увязанные, поступающие в строго определенном порядке и последовательности.

    – Соответствие информации компетентности , полномочиям субъекта управления, который ее использует. Компетентность – это совокупность функций, прав и ответственности органа управления или руководителя. Информация же призвана помочь рациональному выполнению функций, наиболее полной реализации прав, всей полноте ответственности за принятые решения.

    Оптимальность, полнота информации – непременное требование к информации, используемой в управлении. Обеспечить оптимум информации - значит дать субъекту управления информацию, необходимую и достаточную для принятия правильного решения, для эффективного управляющего воздействия.

    Точность информации – характеризует степень ее детализации, приближение к оригиналу, который она отражает.

    Оптимизация информации означает возможность избежать ее недостатка и чрезмерного избытка. Недостаток – источник субъективизма, необоснованных скоропалительных решений, так как не дает субъекту управления возможности получить правильное представление о состоянии дел. Избыток информации труднее систематизировать. Много времени и сил расходуется на ее переработку, создается опасность «утонуть» в потоках бессистемной, необработанной информации, а результат такой же – необоснованность решений.

    Достоверность информации неразрывно связана с точностью, объективно верным отражением состояния объекта управления и окружающей среды. Она снижается в результате субъективных (предвзятость, субъективизм в подготовке информации, недостаточная квалификация людей, работающих с информацией) и объективных факторов (помехи при передаче информации, отказ технических средств, невозможность получить требуемые данные из-за недостаточного развития науки и т.д.).

    Полнота, оптимальность, новизна, полезность информации работают на управление только при соблюдении требования своевременности, оперативности. Время – враг информации. Несвоевременность делает ее бесполезной.

    Критическое время – это время, по истечении которого решить поставленную задачу или невозможно, или возможно, но с большими издержками.

    Лаконичность и логичность информации при максимальной смысловой нагрузке – требование к информации, особенно выраженной в документах.

    – Информация призвана быть полезной, т.е. способствовать решению задач, стоящих перед системой. Полезность близка к понятию ценности информации. Ценность ее измеряется тем эффектом в управлении, который с ее помощью достигается. Ценность всегда конкретна. Ценной и полезной является информация, отличающаяся новизной, содержащая сведения еще неизвестные, но нужные потребителю.

    Ключом к пониманию сущности любой информационной системы является понимание процесса труда как целостной системы, компонентами которой являются:

    · сам труд как целесообразная деятельность человека, расходование человеческой рабочей силы;

    · предмет труда, т.е. объект, процесс, на который направлен человеческий труд;

    · средства труда, прежде всего орудия, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, преобразуя его соответственно поставленным целям.

    Исходя из этого, сущность информационной системы выступает как целесообразная деятельность человека (труд), направленная на информацию (предмет труда), с тем чтобы, используя технические средства (орудия труда), преобразовать информацию в формы, необходимые для принятия решения, для совершенствования управляющего воздействия.

    Главным компонентом информационной системы являются люди, коллектив, занятый в информационной системе, их труд, работа с информацией. Еще один компонент – информация, с которой работают люди. И третий компонент – орудия, средства работы с информацией.

    Главная цель, сверхзадача информационной системы состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получать вторичную итоговую информацию, которая служит основой для принятия решений. При этом исходная, осведомляющая информация превращается в информацию командную.

    Управление – это прежде всего информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления. И его успех во многом зависит от того, насколько адекватен, понятен и доступен и объекту, и субъекту язык этого общения. Разночтение управленческих команд, директивной, управляющей информации, равно как и информации обратной, осведомляющей, субъектом и объектом управления, приводит к нарушению управленческого процесса, к серьезным издержкам и просчетам.

    Многозначность терминов затрудняет взаимопонимание управляющих и управляемых, специалистов, ученых, политиков, создание полезной нормативной методической и отчетно-контрольной документации, учебной литературы.

    Одной из самых важных и сложных задач информационной системы является преодоление информационных барьеров , отсечение или снижение до минимума шумов.

    Имеется несколько типов барьеров:

    · географические (пространственное разобщение источника и приемника информации);

    · исторические (удаление событий во времени);

    · квалификационные (степень подготовленности приемника информации);

    · ведомственные (обособленность различных территорий, единиц ведомств, специфическая для данного ведомства система информации);

    · режимные (предотвращение утечки секретной информации);

    · языковые (различие языков источника и приемника информации);

    · терминологические (различное понимание терминов);

    · экономические (производитель не располагает средствами для обеспечения потребителя информацией или наоборот);

    · психологические (связаны с особенностями передачи, понимания и интерпретации информации людьми, которые с ней работают);

    · физический шум (помехи);

    · семантический шум (информация не понята получателем);

    · прагматический шум (информация понята, но признана бесполезной для решения управленческих задач, хотя объективно информация может быть ценной).

    Учет всех этих особенностей социальной информации дает возможность производить и распространять ее более действенно и эффективно.