Реформирование сферы образования. Реформы образования в современных государствах. Задачи реформирования сферы образования
Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной политики. Организационной основой государственной политики в области образования стала Федеральная Программа развития образования, принятая Государственной Думой в апреле 2000 года. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
Главная цель Федеральной Программы - создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования.
Концепция модернизации образования определила ведущие направления в развитии экономики образования:
- * переход на нормативное финансирование;
- * модернизация межбюджетных отношений, восстановление государственной ответственности за учреждения общего образования;
- * реформирование оплаты труда в соответствии с особенностями отрасли;
- * развитие хозяйственной самостоятельности учреждений образования, их внебюджетной деятельности.
Введение нормативного (подушевого) финансирования - одно из ключевых направлений федеральной стратегии модернизации образования.
В общем виде, норматирно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизированных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Основной целью внедрения нормитивно-подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств (субсидий) для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственные (муниципальные) услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных (муниципальных) услуг на количество предоставляемых услуг.
Одна из ключевых идей модернизации - обеспечить равные стартовые возможности учащихся. Поэтому должны финансироваться расходы не на образовательное учреждение, а на удовлетворение образовательных потребностей конкретного учащегося. В этом суть нормативного финансирования в образовании. Бюджет учебного заведения должен быть простым и прозрачным: сколько учащихся и их родителей выбрали это образовательное учреждение, столько финансовых средств оно должно получить. Повсеместный переход к нормативному финансированию, при котором деньги будут следовать за учащимся, приведет к системным изменениям в сфере образования.
На принципы нормативного финансирования переходит система общего среднего образования. Пока норматив затрагивает только то, что связано с учебной деятельностью (зарплата педагогов, расходы на материалы и оборудование и т.п.) Однако содержание зданий, сооружений по-прежнему финансируется по факту, хотя, конечно, наивысшие общие расходы на учащегося приходятся именно на эту статью.
Переход на нормативное финансирование начался с системы общего среднего образования, но, безусловно, должен распространиться и на другие типы образовательных учреждений. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего выпускнику школы поступать без экзамена в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, а вместе с этим идет финансирование на студента.
Переход к нормативно-подушевому финансированию в образовании, по сути, приводит характер отношений в системе образования в состояние, адекватное характеру отношений в рыночной экономике.
Много нерешенных проблем и во взаимоотношениях образовательных учреждений с органами власти разных уровней. Законопроекты, устанавливающие нормы в разграничении функций органов власти федерального, регионального и местного уровней отнесли школьное образование к вопросам местного значения, что конечно же, осложняет процесс реформирования межбюджетных отношений в системе образования, может ослабить государственную ответственность за функционирование и развитие системы образования, ухудшить качество образовательных услуг.
Однако, принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части финансирования общеобразовательных учреждений» и «О государственном стандарте образования» устанавливают правовые нормы финансирования на нормативной основе в объемах, позволяющих реализовать устанавливаемый государством стандарт образования.
Общеобразовательные школы должны финансироваться на основании федерального, регионального и местного нормативов, однако отсутствие федерального норматива в результате тормозит переход на нормативное финансирование.
Таким образом, можно видеть борьбу двух направлений в государственной политике в области образования. В одном случае, через нормативный характер финансирования, введения государственных стандартов, реформирование межбюджетных отношений создаются условия для построения эффективной экономической системы в образовании, позволяющей осуществить принципы равных возможностей в получении качественного образования. В другом случае, из-за желания минимизировать затраты федерального бюджета на поддержку региональных бюджетов в области социальных затрат, уравнять в налоговой политике коммерческие и некоммерческие организации, ужесточить контроль за планированием и расходованием средств в бюджетной сфере, наблюдается тенденция к минимизации бюджетного финансирования и ухудшение условий для внебюджетной деятельности, что в конечном счете формирует двухуровневую систему образования: нищую бюджетную и более обеспеченную коммерческую, что, конечно же, недопустимо.
Таким образом, можно выделить основные направления реформирования сферы образования.
Государственной политикой в сфере образования становится политика субсидиарного государства (ответственность государства); однако наряду с государственными образовательными учреждениями возникают и действуют альтернативные, в т.ч. и частные.
Вывод системы образования, в том числе и высшего, из финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития. Уровень финансирования не должен быть ниже среднего уровня ведущих стран, в которых расходы на образование рассматриваются как социально-приоритетные.
Повышение среднего образовательного уровня населения страны до уровня наиболее развитых стран. Например, в ряде стран более 80% населения в возрасте 25-64 лет имеют полное среднее образование, т.е. закончили 12-13-летнюю среднюю школу). Конечно есть страны, в которых полное среднее образование имеет менее 50% населения указанной возрастной группы. В таких странах, как Канада, США, Норвегия, Швеция более 25% населения в возрасте 25-64 года имеют высшее образование. На достижение этого уровня и должна будет ориентирована государственная политика России в области образования.
Ставится задача повышения уровня охвата детей и молодежи дошкольным, полным средним и высшим образованием до уровня развитых стран.
Для решения названных задач необходимо введение в России всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет как необходимого условия для развития высшего образования. По данным ЮНЕСКО, продолжительность школьного образования (начальное + среднее) в мире выглядит следующим образом: 10 лет обучаются в 8 странах; 11 лет - в 35 странах; 12 лет - в 124 странах; 13 лет - в 47 странах; 14 лет - в 5 странах. Таким образом, страны, имеющие 12-летнее и более продолжительное школьное образование, составляют 80%.
В рамках проводимой реформы в сфере образования, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов. Постоянно развивать стимулирование негосударственного сектора высшего образования в качестве равноправной составной части системы высшего образования России.
Осуществляется переход на нормативное бюджетное финансирование, причем оплата каждого учащегося должна осуществляться адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распределять на конкурсной основе, как между государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений; государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Реализация государственных социальных гарантий обучающимся выражается в реализации прав граждан на бесплатное общее образование. Необходимо обеспечение равного доступа к высшему образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным требованиям для поступающих в вузы, независимо от материального положения родителей. Создание эффективной системы поиска талантов и обеспечение поступления талантливой молодежи в наиболее престижные университеты России.
Определена задача постоянного увеличения доли лиц с высшим образованием (включая университетское образование и неуниверситетское) в совокупной рабочей силе. Например, в таких странах, как Канада она составляет 51%, США - №?5, Бельгия - 31%, Германия - 26%, Великобритания - 24%. Для этого необходимо устойчивое увеличение численности студенческого контингента как в абсолютных, так и в относительных величинах настолько, насколько позволяет демографическая ситуация в России. В качестве ориентиров могут служить страны с числом студентов вузов в расчете на 10 тыс.человек населения, превышающим 200 человек. К ним относятся: Канада (354); Испания (344); США (341); Австрия (321); Новая Зеландия (314) и другие.
Необходимо осуществить выход и последующее закрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг путем увеличения доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте страны до уровня, достигнутого ведущими странами. Например, доля иностранных студентов в общей численности студенческого контингента в Австрии и Швейцарии составляет 11%, в Бельгии - 10 %, более 5% - в Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии. Одной из главных задач ставится сохранение единого образовательного пространства РФ и укрепление общего образовательного пространства стран-участниц СНГ.
Одно из главных направлений реформирования системы образования - это повышение качества образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации учительских и преподавательских кадров, объективной оценки их труда, разработки и внедрения в действие эффективных механизмов стимулирования их деятельности и поднятия общественного статуса, внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения и новых информационных технологий.
Происходит расширение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их своевременного обновления или замены на новые в связи с новыми требованиями науки, техники и технологии.
Необходима интеграция фундаментальных исследований, осуществляемых в университетах и институтах Российской Академии Наук, и других государственных и общественных академиях, укрепление связей высших учебных заведений с производством в целях быстрой реализации достижений фундаментальных наук в новых технологиях и производстве конкурентоспособной продукции.
Одно из направлений реформирования системы высшего профессионального образования - это также переход на многоступенчатую систему образования.
Реформирование сферы образования - мифы и реальность
Обострение старых и возникновение новых проблем российской системы образования происходило на фоне постоянно возобновляемых попыток реформирования этой системы. Некоторые из них (децентрализация управления и вариативность образования) были реализованы и привели к существенному ухудшению ситуации в данной сфере. Другие (в частности, переход к финансированию общего образования по нормативу затрат на одного учащегося) не были реализованы из-за недостаточности бюджетного финансирования в целом и дифференциации в его объемах по регионам страны, значительно усилившейся в последние годы, в том числе в результате "успешной" реализации принципа децентрализации управления.
Очередной этап реформирования сферы образования предложен разработчиками "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года" и разработанной на ее основе "Концепцией реформирования российского образования до 2010 года" . Последняя была одобрена Правительством РФ в октябре 2001 года. Одним из основных принципов концепции реформирования образования является увеличение "соучастия" населения в финансировании образовательных учреждений. Показатели, приводимые авторами указанных документов, позволяют рассчитать прогнозируемое на 2010 год - при реализации данного подхода - соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование. Согласно этим расчетам, расходы государственного бюджета составят порядка 60% от всех расходов на образование, средства населения - около 30% (при расходах работодателей - порядка 10%). Подобное соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование (60-40) существенно отличается от принятого в экономически развитых странах (см. рис. 3) со значительно более высоким уровнем доходов населения (и, что не менее важно, значительно меньшей дифференциацией в доходах), а также большим удельным весом в структуре частных расходов работодателей и меценатов.
Рисунок 3. Структура расходов на образование, в % (1997 год)
Обоснованность предлагаемого расширения платности образования представляется нам крайне сомнительной. Во-первых, авторы указанных документов значительно (примерно в 2 раза) завышают существующие расходы населения на оплату образовательных услуг. При этом приводимая ими сумма так называемых теневых расходов, не поступающих в учебные заведения (оплата репетиторов родителями абитуриентов ВУЗов) - 0,75% ВВП, или более 50 миллиардов рублей в 2000 году - вообще не выдерживает критики. В расчете на одного абитуриента эта сумма сопоставима с суммой расходов за весь период обучения в ВУЗе на платном отделении. Во-вторых, значительно завышаются возможности роста расходов населения в ближайшие 10 лет. Предполагаемый авторами их рост в сопоставимых ценах в 3 раза (а в расчете на одного учащегося примерно в 4 раза, учитывая демографический прогноз) при прогнозируемом росте средних доходов населения в принципе возможен лишь при резком сокращении дифференциации в доходах. Наблюдаемые тенденции, а также принимаемые правительством решения (в частности, введение плоской шкалы подоходного налога и регрессивной шкалы социального налога) исключают подобное изменение структуры населения по доходным группам. И, наконец, в-третьих, что представляется наиболее важным, реализация данного принципа неизбежно приведет к дальнейшей деградации и деформации российского образования.
Расширение платности в профессиональном образовании при сложившемся рынке труда уже привело к значительной "расстыковке" потребностей экономики и ориентации системы профессионального образования. Предлагаемое расширение платности в общем образовании, в настоящее время значительно менее коммерциализированном (табл. 8), может привести лишь к окончательному распаду общего образование на элитарное и массовое. Деградация последнего с очевидностью вытекает из конкретных положений концепции реформирования образования. Это, в частности, установление лишь минимальных образовательных стандартов, в соответствии с которыми финансирование образования должно осуществляться государством. Причем эти стандарты должны обеспечить "разгрузку" содержания школьного образования при одновременном усилении гуманитарной его ориентированности. Другими словами, качество обучения по таким определяющим конкурентоспособность страны дисциплинам, как математика и естественные науки, в массовой школе неминуемо снизится. В этой связи следует отметить, что одной из целей объявленной в США реформы среднего общего образования является существенное повышение качества подготовки школьников по математике. Главной же целью данной реформы определено выравнивание уровня подготовки учащихся ("No Child Left Behind") .
Таблица 12. Соотношение государственных и частных (население)* расходов на образование в РФ, в %
Госбюджет |
Население |
госбюджет |
население |
|
Все расходы |
||||
в том числе: |
||||
на общее (дошкольное и школьное) образование |
||||
на высшее и среднее специальное образование |
||||
Из них на высшее образование |
*Без учета расходов работодателей
Примечание : показатели таблицы 12 рассчитаны на основе данных об исполнении госбюджета, показателей Госкомстата по объему платных образовательных услуг, численности учащихся в частных школах и обучающихся на платной основе в ССУЗах и ВУЗах, стоимости пребывания детей в дошкольных учреждениях, экспертных оценок стоимости обучения в платных школах и обучающихся на платной основе в ССУЗах и ВУЗах.
"Разгрузка" содержания школьного образования необходима, как считают авторы указанной концепции, в интересах здоровья учащихся. Достаточно распространенным является мнение, что наблюдаемое в последнее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста, равно как и тот факт, что многие школьники не осваивают сейчас значительную часть содержания преподаваемых им предметов, объясняется исключительно высокой учебной нагрузкой российских школьников. Данное объяснение представляется нам весьма спорным. Ухудшение состояния здоровья детей отражает общую тенденцию ухудшения здоровья населения России, что объясняется, в частности, резким падением доходов и, соответственно, ухудшением условий жизни, в том числе питания, значительной части населения и, в первую очередь, семей с детьми. При этом, как мы уже отмечали выше, данные исследования TIMSS показали, что уровень подготовки российских школьников прямо зависит от уровня материального благосостояния семей. Что же касается учебной нагрузки, то, согласно тому же исследованию TIMSS, средняя величина учебной нагрузки (чистое время уроков за год) в среднем по 38 странам, участвовавшим в этом исследовании, составляла 1022 часа, а в России - 870 часов.
Не менее спорными представляются, в том числе многим экспертам в области образования, и такие новации, предложенные в указанной концепции, как введение единого выпускного экзамена в средних школах и финансирование ВУЗов на основе так называемых государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), или образовательных ваучеров. Насколько нам известно, опыт использования последних ограничивается лишь одним штатом США при финансировании средних школ . В финансировании же высшего образования они вообще нигде не применялись.
18 - Стратегия развития Российской
Федерации до 2010 г. - M., 2000.
19 - Концепция реформирования российского образования
до 2001 г. - M., 2001.
20 - Blue Paper on Education. Washington, 2001.
21 - Типенко Н.Г. Институциональные преобразования
в образовании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
экономических наук. М., 2001.
Процессы реформирования или модернизации системы образования характерны и для других стран. Естественно, что не все в них происходило и происходит одинаково. Они находятся в разных социально-экономических и политических условиях, решают разные проблемы. Несмотря на существенные различия, в этих процессах можно выделить определенные общие характеристики и попытаться установить их зависимость от типов систем образования, сложившихся в той или иной стране и от уровня ее экономического развития.
В современном мире можно выделить по крайней мере следующие основные типы систем образования и соответствующие им подходы к реформированию.
Системы образования развитых стран характеризуются не только устойчиво высоким уровнем финансирования, о чем уже упоминалось в лекции по финансированию, но и регулярным и целенаправленным их реформированием для обеспечения необходимой обществу и отдельным социальным группам динамики социально-экономических процессов.
В последние 15-20 лет в развитых странах происходил постоянный рост расходов на образование. К настоящему времени они достигают в среднем 5-7% валового внутреннего продукта (ВВП). В программах и прогнозах развития образования намечается довести этот показатель в перспективе до 10% ВВП. Оценивая эти проекты как оптимистичные (даже излишне оптимистичные) нельзя не отметить их общую направленность на увеличение объема общественных ресурсов, направляемых в систему образования.
Такая политика позволила государствам этой группы обеспечить бесплатное (государственное) среднее образование для всех детей в возрасте до 16-18 лет (11-12 лет обязательного обучения) и существенно расширить базу высшего образования. В настоящее время в развитых странах примерно 33% выпускников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях, в США эта цифра доходит до 44, а в Японии - до 40%. В результате в обществе формируется или начинает формироваться потребность к переходу на всеобщее высшее образование.
В общем образовании развитых стран стратегической линией является переход от качественного элитарного образования, доступного лишь для некоторой части общества, и от доступного для всех остальных массового общего образования к всеобщему качественному индивидуализированному образованию, позволяющему все большему числу выпускников школ продолжать обучение в высших учебных заведениях. Реализация этой стратегической линии осуществляется через повышение качества массового образования и обеспечивается растущим объемом общественных ресурсов.
Одновременно задачами средней школы стали социализация подрастающего поколения, т. е. повышение степени его готовности к жизни в условиях современного общества, и снятие за счет удлинения сроков обучения избыточного давления на рынок труда.
Негосударственное среднее образование охватывает до 5% контингентов обучаемых.
Высшее образование развитых стран, как уже отмечалось, характеризуется резким ростом контингентов обучаемых. Расширяется доступность высшего образования для выпускников средних школ в связи с ростом качества их подготовки (развитие системы послесреднего образования для компенсации недоработок общего образования и преодоления разрыва между общим и высшим образованием) и, следовательно, степени их готовности к получению образования более высокого уровня.
В образовательный процесс вовлекаются также представители более старших возрастов, получающих первое высшее образование. Одновременно расширяются различные формы дистанционного обучения (например открытые университеты), стираются границы между формальным и неформальным процессами получения высшего образования, расширяется охват им населения.
Быстрое расширение сферы высшего образования требует изыскания дополнительных, помимо бюджетных, источников финансирования. В условиях отставания роста объемов бюджетного финансирования расширяется практика привлечения дополнительных источников финансирования деятельности высших учебных заведений. Расширяется объем частичного возмещения студентами (семьями) затрат на образование в государственных университетах, развивается образовательное кредитование, интенсивнее привлекаются негосударственные инвесторы (фирмы, фонды и т.п.), увеличивается доля научноисследовательских и иных работ, выполняемых учебными заведениями по контрактам.
Одновременно складывается система привязки источников финансирования к основным статьям расходов. При возникновении финансовых проблем государственный бюджет сосредотачивается в первую очередь на финансировании заработной платы профессорско-преподавательского состава, а содержание и развитие материальной базы и инфраструктуры системы образования в основном начинает осуществляться за счет привлечения дополнительных (негосударственных) средств.
Можно предположить, что наличие высшего образования и его широкая доступность скоро (в первой половине ХХ1 в.) станут важнейшей и в то же время обыденной характеристикой как современного экономически развитого общества, так и его граждан по аналогии с повсеместным распространением среднего образования во второй половине ХХ в.
Вместе с тем отмечается тенденция снижения качества высшего образования при расширении его доступности, что неизбежно происходит в условиях недостаточности имеющихся ресурсов. Для сохранения потенциальных точек (зон) качественного роста высшего образования развитые страны вынуждены сохранять подсистемы элитарного высшего образования, которые все в большей степени становятся элементом, определяющим состояние всей системы высшего образования в той или иной стране. Мощность таких подсистем определяет способность всей системы высшего образования обеспечить высокий уровень подготовки. Выделение и поддержание именно данной составляющей образовательной системы становится важнейшим фактором образовательной политики в развитых странах.
Расширение сферы высшего образования в развитых странах не приводит к сокращению сферы начального и среднего образования, поскольку базируется на общем увеличении ресурсов, направляемых в данную систему.
Фокус внимания общества смещен в сторону высшего образования, что отражается в увеличении доли расходов на высшее образование в общем объеме расходов на образование.
Создание необходимых условий для расширения ресурсной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспечении стабильного финансирования общего образования;
совершенствование содержания образования и обеспечение большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения;
поощрение интегративных процессов - встраивания национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы.
Системы образования развивающихся стран характеризуются низким уровнем финансирования из государственных бюджетов. Экономический потенциал этих стран позволяет выделить ресурсы для решения задач, связанных с обеспечением получения большинством населения начального образования. Оно в той или иной форме доступно практически всем семьям, что обеспечено, главным образом, реализацией национальных и международных программ по борьбе с неграмотностью. При этом доступ населения к более высоким уровням образования существенно ограничен.
Полное среднее образование в настоящее время могут получить примерно 30-40% детей (по разным странам), получивших начальное образование.
Высшее образование представляет собой достаточно локальную (элитарную) составляющую системы образования. В целом оно ориентировано на встраивание в зарубежные образовательные системы (через стажировки, доучивание, обмен и т.п.) Доступ к высшему образованию ограничен уровнем 10- 15% от выпускников средних школ.
Таким образом, в развивающихся странах высшее образование могут реально получать от 3 до 6% детей.
Управление такими системами образования, как правило, сильно централизовано, что объясняется необходимостью концентрации весьма небольших ресурсов. На практике это приводит к резкому возрастанию влияния (власти) органов управления на распределение средств, особенно в кризисных ситуациях.
Привлечение средств населения в образование ограничено в силу бедности его основной массы.
Основной проблемой образования в развивающихся странах является переход от начального образования как основного к обязательному среднему образованию.
В этих условиях совершенствование системы образования находится в прямой зависимости от размера средств, которые государство может выделить в сферу среднего (общего) образования. Основная цель государственной образовательной политики состоит в обеспечении:
стабильного функционирования систем начального и высшего образования в достигнутых (сложившихся) масштабах;
привлечения дополнительных средств в систему среднего образования для ее расширения и, следовательно, роста ее доступности для всего населения.
Системы образования новых индустриальных стран (НИС) характеризуются повышенной динамичностью и выступают как инструмент экономической и социальной модернизации, как элемент технологического развития. Поэтому основной упор сделан в первую очередь на построение систем целевой подготовки начального и среднего уровней профессионального образования. Основная задача, которая решалась этими системами, состояла и состоит в подготовке высококвалифицированных рабочих и техников, способных эффективно обслуживать приходящие в страну извне современные технологии и оборудование.
Этот путь был использован на практике при экономических модернизациях Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и других стран азиатско-тихоокеанского региона. Добившись высокого и устойчивого уровня технологического развития, эти страны создали базу для рывка (крупномасштабного расширения) в сфере высшего образования для захвата ведущих позиций в мировой экономике при одновременном совершенствовании структур начального и среднего профессионального образования.
Среднее образование здесь является массовым и практически обязательным (следовательно - доступным) для всех детей соответствующего возраста, но пока еще мало индивидуализированным по сравнению с развитыми странами.
Начальное и среднее профессиональное образование характеризуются специфической организацией, высоким уровнем подготовки и широкой доступностью. Они в массовом порядке готовят для сферы производства работников, способных освоить поступающие в страну современные технологии.
Высшее образование постепенно становится доступным для значительной части выпускников школ (35-40%), утрачивая свою первоначальную элитарность. Роль государства в системе высшего образования является решающей. Именно государство финансирует подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Помимо государственного финансирования и поощрения притока негосударственных средств в образовательную сферу (престижные вложения), широко практикуется оплата государством подготовки специалистов в лучших университетах мира.
В странах НИС велики (часто выше, чем в развитых странах) доли ВВП, расходуемые на нужды образования.
Меры по реформированию системы образования, взятые на вооружение в странах ЦВЕ, можно разделить на краткосрочные и среднесрочные.
В краткосрочной перспективе осуществляется:
Поддержание высоких стандартов дошкольного и базового образования, т.к. недовложение средств в базовый человеческий капитал может привести в результате к огромным затратам в будущем, поскольку плохо образованные люди потребляют непропорционально больше государственных услуг;
перестройка среднего образования для того, чтобы создать гибкую и реактивную на обучение рабочую силу, адекватно реагирующую на резкие изменения, происходящие на рынке труда.
Реформы охватывают и послешкольный уровень. Важным компонентом любой преуспевающей рыночной экономики является диверсифицированная система послесреднего и высшего образования для предоставления возможности реализации широкого круга личных наклонностей и обеспечения экономики высококвалифицированными и образованными работниками. Возможно, последнее следует поставить на первое место.
В среднесрочной перспективе:
реформируется система образования и профессионального обучения взрослых для облегчения повышения квалификации или изменения сферы профессиональной деятельности с тем, чтобы они могли конкурировать на быстро изменяющемся рынке труда. Здесь можно выделить следующие меры:
меры, связанные с повышением качества образования и поиском оптимального соотношения общеобразовательной и профессиональной подготовки;
меры, нацеленные на повышение эффективности при реализации мероприятий первого типа;
меры, связанные, в основном, с институциональными преобразованиями;
расширяетсяпослешкольное и высшее образование для удовлетворения растущего спроса на него;
реорганизуется подготовка школьных учителей и преподавателей вузов. Это чрезвычайно существенно, поскольку учителя являются ключевыми фигурами в системе образования и профессионального обучения;
осуществляются меры по поддержке производителей образовательных услуг в частном секторе, в значительной мере в связи с необходимостью диверсифицировать источники финансирования этой сферы.
В то же время реальные изменения в сфере организации и финансирования образования происходили и происходят как своего рода реакции на рост бюджетных ограничений и не несут какой-либо целевой нагрузки за исключением общих слов о повышении качества и доступности образования. В результате в развитии образования преобладают инерционные тенденции.
Вопрос № 37: Основные направления реформирования образования на современном этапе.
Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по трем основным направлениям:
создание необходимых условий для расширения ресурсной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспечении стабильного финансирования общего образования;
совершенствование содержания образования и обеспечение большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения;
поощрение интегративных процессов - встраивания национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы.
Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это воздействие идет главным образом через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий уровень образованности и культурного развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть - за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих - один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.
Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.
Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).
В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.
С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.
Сейчас наблюдается снижение экономической ценности вузовских дипломов. Ослабевает связь между российской экономикой и системой образования. Высшее образование становится всеобщим. Это приводит к размыванию его преимуществ. Возможно, отечественная образовательная система станет работать по теории фильтра. Студентов начнут меньше учить, но больше проверять их способности и потенциал. Диплом будет служить пропуском на вакантные высокооплачиваемые места только для тех, кто доказал свои таланты и высокую производительность.
39.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.
Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это воздействие идет главным образом через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий уровень образованности и культурного развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть - за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих - один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.
Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.
Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).
В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.
С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.
Реформы и кризис - органически взаимосвязанные явления. Реформы предпринимаются тогда, когда становятся очевидными серьезные недостатки, пороки и осознается необходимость предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации. Именно задачей преодоления кризиса обусловлен процесс реформирования образования в современном мире.
В развитых странах модернизация образования идет фактически непрерывно в течение многих десятилетий. В организацию, структуру и деятельность разных звеньев системы образования постоянно вносятся те или иные изменения. Но они часто не решают постепенно накапливающихся и обостряющихся проблем, ведущих к углублению кризиса. Поэтому периодически назревает потребность в проведении фундаментальных реформ, которые как бы подводят итог предыдущим этапам развития и создают предпосылки для последующей позитивной эволюции, стремясь ответить на вызов времени. В последние десятилетия реформирование образования приняло поистине глобальные масштабы. В зарубежной литературе нередко употребляется выражение "эпидемия реформ образования". И действительно, вне этого процесса фактически не остается ни одна страна современного мира. Во Франции фундаментальные реформы принимались парламентом с примерно пятнадцатилетним интервалом - в 1959, 1975 и 1989гг. В Великобритании закон о коренной реформе образования был провозглашен еще во время Второй мировой войны ("Закон Батлера", 1944), в 1988 г. парламент принял новый закон, предусматривающий глубокую перестройку системы образования, в 1998г.- "Закон об образовательных стандартах и структуре школьной системы". В Испании "Общий закон об образовании" был принят в 1970г., еще при франкистском режиме, а затем последовали законы "О реформе университетов" (1983), "О праве на образование" (1985), "Об общей структуре образовательной системы" (1990). В странах Восточной Европы произошедшие на рубеже 1980-90-х гг. глубокие изменения в области политики, социальных отношений, идеологии и культуры обусловили почти одновременное принятие образовательных реформ.
Показательно, что две сверхдержавы - Соединенные Штаты Америки и Советский Союз - принимали важные решения о реформировании образования с поистине зеркальной синхронностью: в 1958 г. в США выходит "Закон об образовании в целях национальной обороны", а в СССР - "Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования"; в 1983 г. в США опубликован известный официозный доклад "Нация в опасности", указавший на необходимость глубокой реформы образования, а в СССР в этом же году высшее руководство страны принимает решение о реформе школы; в 1992г. в России принят "Закон об образовании", содержавший ряд прогрессивных положений и получивший высокую оценку ЮНЕСКО, а в 1994 г. в США издается законодательный акт "О национальных целях образования", предусматривающий реализацию амбициозной образовательной программы "Америка-2000".
В России в последнее время официальные власти избегают употреблять термин "реформы образования" и предпочитают говорить о "модернизации". Представляется, что тут не столько содержательные различия, сколько терминологические нюансы, связанные с тем, что неудача ряда социально-экономических реформ последнего десятилетия вызвала у многих людей аллергическую реакцию на само слово "реформы". Тем не менее проводимые или предполагающиеся глубокие изменения в организации и деятельности всех звеньев образовательной системы России вполне вписываются в контекст международного процесса реформирования образования.
Реформы образования стали важной составной частью социальной политики современных государств. К ним теперь приковано внимание не только профессиональных педагогов и деятелей просвещения. С декларациями о задачах обновления образования выступают президенты и премьер-министры, общественные деятели и ученые разных областей знания, поскольку становится очевидным, что государственная образовательная политика в конечном счете определяет интеллектуальный уровень населения страны и ее вклад в достижения отечественной и мировой культуры. Вопросы развития образования занимают большое место в предвыборных кампаниях, отражаются в программных документах политических партий.
Соответственно меняется и процедура подготовки и принятия реформ. В прошлом они вырабатывались, как правило, в тиши министерских кабинетов узкими группами высокопоставленных чиновников. Теперь к подготовке реформ привлекаются исследовательские центры, крупные ученые - экономисты, социологи, психологи, педагоги. Планы реформ обсуждаются в парламентах и на представительных международных форумах.
Реформы многоаспектны. Они предусматривают структурную перестройку системы образования, обновление всех ее звеньев, от детских садов до университетов, модернизацию содержания и методов учебной и воспитательной работы, установление новых форм связи между образованием и миром труда. Выявляется широкая палитра форм и методов реформирования. Тем не менее трудно найти страну, где не выражалось бы острое недовольство состоянием образования и деятельностью реформаторов.
Весьма низко оценивают результаты реформ многие педагоги США. Так, Дж. Холт в книге "Взамен образования" (1976) утверждал, что бессмысленно тратить силы на реформу школ, поскольку они абсолютно не реформируемы, и те, кто питают в этом отношении какие-либо иллюзии, напоминают людей, пытающихся вычерпать воду из дырявой лодки. Почти через 20 лет университетские профессоры Д.Л. Кларк и Т.А. Эстюто фактически повторили,что движение за реформу образования в 80-х и 90-х гг. принесло разочаровывающие результаты. Разработчики образовательной политики, трудившиеся над составлением программ реформирования образования в масштабах страны и конкретных штатов, а также на местном уровне, осуждают за это практиков, проявляющих, по их мнению, некомпетентность или нежелание что-либо делать. Учителя, другие работники низового звена народного образования в свою очередь обвиняют разработчиков образовательной политики в непонимании реальных проблем жизни школы".
Аналогичны заключения западноевропейских авторов.
В 1990-х гг. резко отрицательные оценки результатов реформирования отечественного образования появились и в российской литературе. В некоторых публикациях отрицалась даже сама возможность сколько-нибудь успешно реформировать систему образования.
Для отрицательных оценок реформ в разных странах есть немало реальных оснований. Процессы обновления действительно наталкиваются на большие трудности и часто не поспевают за динамичными изменениями в экономике, науке, культуре, в социальных отношениях и общественном сознании. Далеко не всегда реформы основываются на прочной теоретической базе, нередко они представляют собой своеобразную цепь проб и ошибок в процессе эмпирических поисков новых путей развития образования. В некоторых случаях в контекст реформ вплетаются поспешные и непродуманные новшества, отнюдь не способствующие улучшению дел.
И все же в большинстве случаев реформы способствуют в той или иной мере повышению эффективности деятельности образовательных институтов. Что же касается резких критических оценок, перечень которых может быть бесконечно длинным, то их нельзя делать основными ориентирами при характеристике содержания и результатов реформ. При объективном сопоставительном анализе нужно исходить из того, что реальное достоинство любой реформы определяется не тем, насколько выразительно и заманчиво сформулированы ее положения, а тем, как они реально осуществляются, каков их социальный и педагогический эффект.
Системы образования нередко обвиняют в консерватизме. Определенная консервативная функция присуща образованию, поскольку оно призвано сохранять культурное наследие и передавать его сменяющим друг друга поколениям. Другое дело, что такой консерватизм не должен препятствовать оправданным и прошедшим проверку жизнью новациям. Найти верный баланс между традициями и новациями - насущная задача реформ образования.
В разных странах реформы имеют специфическую национальную окраску. Их направленность, приоритеты, глубина, а также способы проведения определяются конкретными условиями той или иной страны. Вместе с тем существуют некоторые инвариантные аспекты реформ, отражающие определенный комплекс общих задач, стоящих перед национальными системами образования.
В общем контексте реформирования образования заметное место занимают поиски более эффективных форм и методов управления, от которых в немалой степени зависят реальные результаты образовательных реформ. Одна из самых актуальных задач в этой области - адекватное определение роли центральных, региональных и местных властей. В условиях глубоких количественных и качественных сдвигов в развитии образования становится все более очевидной необходимость по-новому разграничить функции между разными субъектами управления. Эта проблема так или иначе стоит во всех странах современного мира.
Конкретная организация, формы и методы управления образованием в решающей степени зависят от особенностей государственного строя, от специфики политических и культурных традиций той или иной страны. При всем разнообразии национальных моделей организации образования в мире в области управления они могут быть сведены в конечном счете к двум исторически сложившимся системам - централизованной и децентрализованной.
На протяжении двух последних веков на Западе классическим образцом страны со строго централизованной и административно единообразной системой образования являлась Франция. Основание государственных учебных заведений, их финансирование, учебные планы и программы, распорядок школьной жизни, назначение, перемещение и увольнение педагогического персонала - все там детально регламентировалось законами, правительственными декретами, циркулярами центрального ведомства просвещения и контролировалось многочисленными чиновниками, осуществлявшими определенный надзор и за частными учебными заведениями.
До недавнего времени региональные и местные власти не обладали правом самостоятельно принимать сколько-нибудь значительные решения, их функции сводились преимущественно к контролю над выполнением постановлений центрального аппарата ведомства образования. Такая система, сложившаяся еще в начале XIX в., казалась оправданной, пока число средних учебных заведений оставалось относительно небольшим. Но когда их количество начало резко возрастать, то руководство ими из одного центра в масштабе всей страны становилось все менее эффективным. В 1980-х гг. во Франции начался процесс административной децентрализации. Регионам и департаментам были предоставлены права самостоятельно определять направления социально-экономического и культурного развития на своих территориях, с тем, однако, условием, чтобы их решения не противоречили актам, принятым в общегосударственном масштабе. Подчеркивалось, что перераспределение властных функций центра и регионов не должно вести к анархической разобщенности и к усилению неравномерности развития различных частей страны.
Процесс административной децентрализации оказал влияние и на систему образования. Была официально провозглашена задача ограничить функции центральных властей определением общих целей образования и основных направлений его развития, а решение конкретных вопросов организации различных видов подготовки, аттестации учителей и т.п. передать региональной и местной администрации. Несколько расширяются при этом права самих учебных заведений. Но государство в лице его центральных органов, как и прежде, несет главную ответственность за состояние образования. Формирование образовательной политики происходит на самом высоком государственном уровне. Парламент и совет министров не ограничиваются провозглашением общих принципов развития образования, а принимают конкретные решения, касающиеся структурных изменений системы образования и создания новых типов учебных заведений.
Непосредственное руководство системой образования в общегосударственном масштабе осуществляется Министерством национального образования и культуры, которому подведомственны почти все учебные заведения страны, от детских садов до университетов, а также общественные библиотеки, музеи, архивы. Лишь сельскохозяйственные и военные учебные заведения относятся к компетенции соответствующих министерств. Структура министерства состоит из разветвленной сети управлений, отделов, служб, обладающих реальными властными функциями. В последнее время все более значительную роль играют консультативные органы (Высший совет национального образования, Национальный совет высшего образования и научных исследований, Национальный совет учебных программ, Консультативный совет школьной медицины и др.). Это дает возможность привлекать к подготовке решений по наиболее важным вопросам не только руководящих чиновников ведомства, но и представителей педагогической общественности.
Централизованные системы управления образованием присущи ряду стран Европы, Африки и Азии. Еще одним примером может служить Япония. Там Министерство образования определяет основные направления развития образования в национальном масштабе, утверждает учебные планы и программы для школ всех типов. При министерстве функционируют несколько консультативных органов, важнейший из которых- Центральный совет по образованию, разрабатывающий проекты законов и правительственных постановлений, относящихся к сфере просвещения. Комитеты образования префектур и муниципалитетов отвечают за организацию, финансирование и деятельность школ на своих территориях, в их ведении находятся прием и увольнение педагогического и административного персонала школ. Члены комитетов префектур назначаются губернатором, а муниципальных комитетов - местной администрацией. В своей деятельности они обязаны строго руководствоваться постановлениями центральных властей.
В отличие от централизованных систем во многих странах сложились устойчивые традиции децентрализации. Штаты в США, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии, штаты в Индии, провинции в Канаде обладают значительной автономией в области просвещения, вплоть до существования особого законодательства.
Децентрализованная система образования и соответствующая организация управления нашла свое яркое проявление в США.
В каждом из 50 американских штатов действуют свои собственные законодательные акты в области образования. На уровне штата устанавливаются сроки обязательного обучения, условия приема в учебные заведения, требования к квалификации учителей, минимальный размер их зарплаты, положения об источниках и объеме финансирования учебных заведений.
Образовательную политику в масштабе штата определяет совет по образованию, состоящий, как правило, из 7-9 человек, избираемых населением или назначаемых губернатором штата из представителей деловых кругов, профессиональных ассоциаций, научных обществ, конфессий. Основная административная единица в области образования - школьный округ. В конце 1990-х гг. общее число таких округов в США составляло около 15 тыс. Округ возглавляется комитетом (5-7 человек), избираемым населением. В его состав, как и в советах штатов, входят представители бизнеса, общественных организаций, церквей. К функциям комитета округа относятся сбор местного налога на нужды школ, распределение финансовых средств между учебными заведениями, надзор за учебной и воспитательной деятельностью школ, наем и увольнение учителей.
До недавнего времени в США не было специального федерального органа управления, который бы обладал значительными властными функциями в сфере образования. В последние десятилетия положение меняется. Одним из важных аспектов современной стратегии образования в США стал устойчивый рост влияния федеральных властей. Принят ряд законов, регулирующих развитие образования в национальном масштабе. В 1953 г. в США впервые было образовано федеральное Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения. Ведомство образования стало там крупнейшим структурным подразделением. В 1979 г. создано самостоятельное Министерство образования. Оно способствует разработке и осуществлению общенациональных образовательных программ.
В Европе страной с ярко выраженной децентрализованной системой образования является Великобритания, что связано с ее исторически сложившимся делением на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. В каждом из этих регионов система образования обнаруживает определенную специфику. Вместе с тем всюду правом самостоятельно решать многие конкретные проблемы пользуются как местные органы управления образованием, так и сами школы.
Непосредственное руководство деятельностью школ в Великобритании принадлежит местным органам управления образованием. Именно они должны обеспечивать реализацию образовательной политики на территориях своих административных единиц. Длительное время между центральными и местными органами управления образованием происходило острое соперничество то в скрытой, а то и в открытой форме. Закон 1988 г. и некоторые последующие правительственные решения были направлены на перераспределение властных функций в пользу центральных властей. Но руководство местных органов не без успеха сопротивляется такой тенденции. Одновременно расширяются права самих школ и участие общин в решении актуальных вопросов развития образования.
Развивающиеся в составных частях Великобритании сепаратистские тенденции ведут к усилению роли региональных органов. В 1999 г. впервые после трехсотлетнего перерыва Шотландия вновь обрела свой парламент. Одной из главных функций этого законодательного органа будет контроль за сферой образования. Схожая ситуация в Уэльсе. Хотя сепаратистские настроения там гораздо слабее, чем в Шотландии, тем не менее в Уэльсе созвана собственная Законодательная ассамблея, в круг компетенции которой входит и образование. Есть основания полагать, что сфера образования в этих регионах станет более автономной, а региональные власти будут еще менее зависимы от Лондона.
Особенности системы управления образованием в Германии в значительной мере определяются ее федеративным устройством, возведенным в ранг основополагающего конституционного принципа. Созданная после Второй мировой войны Федеративная Республика Германия восстановила и законодательно закрепила традиции культурной автономии отдельных германских государств, складывавшиеся на протяжении нескольких столетий. Эти традиции были нарушены только в период гитлеровского режима, когда было создано жестко централизованное управление образованием, соответствующее общей политике и идеологии тоталитарного государства. Теперь каждая из германских земель, составляющих федерацию, имеет свое правительство и законодательное собрание (ландтаг). Управление образованием осуществляется соответствующими министерствами.
Каждое земельное министерство определяет обязательные для всех школ административные правила и основные направления содержания образования. В большинстве земель при министре функционируют в качестве совещательных органов так называемые школьные советы, куда входят представители учителей, родителей учащихся, деловых кругов, профсоюзов, церквей. В землях действуют также родительские комитеты. Их функции немаловажны. В ряде земель законодательно установлен порядок, согласно которому вводимые министерством новые учебные программы должны быть предварительно рассмотрены и одобрены родительским комитетом. Организация и деятельность школ в разных землях традиционно обнаруживали определенные различия. Сохраняются они и поныне, особенно при сравнении ситуации в прежних 11 землях Западной Германии и новых пяти землях, вошедших в ФРГ после объединения Германии. В последние годы принят ряд решений, усиливающих самостоятельность школ: они могут вносить определенные изменения в утвержденные земельными властями учебные программы, исходя при этом из специфики данной местности, особенностей ее социально-экономического развития, своеобразия контингента учащихся, реальных финансовых возможностей, наконец, из настроений родительской и учительской общественности.
В то же время значительные права принадлежат федеративным органам. В 1970 г. было создано федеральное Министерство образования и науки. Оно не вмешивается в вопросы оперативного управления; это сфера компетенции земельных и местных органов. Функции же федерального министерства- планирование образования в национальном масштабе, определение основных направлений развития высшей школы, вопросы международного сотрудничества в области образования и науки.
Проблема разграничения сфер компетенции между федерацией и землями остается актуальной. Установлению рационального баланса между ними способствует деятельность Постоянной конференции министров культуры и образования земель. В структуру Конференции, возглавляемой ежегодно избираемым президентом, входят комиссии по различным вопросам образования: школьная комиссия, комиссия по высшему образованию, комиссия по образованию взрослых и др. Принимаемые Конференцией акты являются лишь рекомендациями, но затем они часто ложатся в основу законов, правительственных постановлений и приобретают таким образом обязательный характер.
Ни централизованные, ни децентрализованные системы образования не могут быть оценены однозначно положительно или отрицательно. Полемика вокруг этой проблематики уже долгое время ведется как в отдельных государствах, так и в международном масштабе.
Централизованная система способствует созданию национальных образовательных стандартов, сохранению и упрочению чувства культурной общности всего населения страны. В то же время она усиливает авторитарные тенденции в руководстве образованием, сковывает инициативу работников школ и местной администрации, затрудняет поиски новых путей, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы, игнорирует или недооценивает значение региональной специфики. Децентрализованная система открывает большой простор развитию местной инициативы, облегчает проведение разнообразных педагогических экспериментов, значительно полнее учитывает местные особенности, имеющие отношение к задачам обучения и воспитания. Процесс децентрализации теоретически не должен противостоять установкам на усиление влияния центральных государственных властей. На деле децентрализация нередко приводит к непомерно глубокому расхождению школьного образования в разных регионах страны, препятствует складыванию общегосударственных образовательных стандартов, усиливает неравенство в финансировании образования в зависимости от уровня социально-экономического развития того или иного региона. К тому же ошибочно полагать, что децентрализация непременно ведет к демократизации образования, а централизация будто бы обязательно чревата жестким авторитаризмом. Демократизацию нельзя понимать как потакание своеволию чиновников местных органов управления, стремящихся освободиться от контроля центральной государственной власти. Знакомство с международным опытом не дает оснований утверждать, что в сфере образования местная бюрократия демократичнее или гуманнее, чем чиновники центрального аппарата. Напротив, именно сильное правовое государство, поддерживающее принцип равенства всех перед законом, должно являться гарантом соблюдения демократических прав в разных сферах общественной жизни, включая и образование. Наконец, нельзя не учитывать, что в настоящее время глубокая децентрализация образования в некоторых странах усиливает центробежные тенденции, ставит под угрозу политическую и культурную целостность государства.
Централизованные системы образования в одних странах и децентрализованные в других сохраняются. Специфика национальных традиций обнаруживает большую устойчивость. Однако под влиянием новых социально-экономических императивов и интегративных процессов эти две системы обнаруживают заметную тенденцию к конвергенции. В тех странах, для которых была характерна крайняя децентрализация, теперь усиливается роль центральных властей и, напротив, в странах с гипертрофированно централизованными системами образования расширяются функции региональных и местных органов управления. Одновременно практически везде усиливается участие общественности в процессе принятия важных решений, касающихся судеб образования. Таким образом идет поиск оптимальной модели управления, наиболее адекватно отвечающей актуальным задачам развития образования.
В нашей стране разрушение прежней жестко централизованной системы, распад единого образовательного пространства, существовавшего на территории Советского Союза, наконец, определенные центробежные тенденции в некоторых регионах самой России и ослабление управленческой вертикали - все это придает особую важность поискам путей создания новых, более эффективных структур и механизмов управления образованием.
В одобренной Правительством Российской Федерации "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается первостепенная важность активного участия в развитии образования всего нашего общества, всех его структур
Наибольшее внимание реформаторы уделяют центральному звену системы образования - общеобразовательной школе.
Важнейшее направление школьных реформ - модернизация содержания общего образования. Она идет по двум направлениям: во-первых, обновляется содержание традиционных школьных дисциплин, во-вторых, вводятся новые предметы, которые до недавнего времени не изучались в общеобразовательных школах. Модернизация непосредственно связана с разработкой и реализацией национальных образовательных стандартов, т.е. того обязательного минимума знаний и умений, которым должны овладеть все школьники данной страны.
Создание стандартов и методы их воплощения в жизнь зависят от особенностей систем образования. В централизованных системах национальные стандарты фактически всегда существовали в виде обязательных учебных планов и программ, утвержденных государственным ведомством образования. Но для децентрализованных систем общенациональные стандарты содержания школьного образования - принципиально новое явление. Поэтому именно в этих странах, прежде всего в США и Великобритании, в данной области были предприняты наибольшие усилия.
В странах с централизованными системами образования (Франция, Япония) также ведется интенсивная работа по разработке новых стандартов содержания общего образования, но здесь, в отличие от США и Великобритании, ставится задача не сокращения, а, напротив, определенного увеличения роли элективных предметов.
В современной России развивающееся многообразие типов школ и направлений учебы делает крайне актуальной задачу определения новых стандартов. Они должны установить достаточный для полноценного общего образования федеральный минимум содержания школьных учебных программ, который бы противостоял опасным центробежным тенденциям и вместе с тем обеспечивал бы необходимую вариативность содержания образования в рамках регионов и отдельных учебных заведений, а также учитывал бы индивидуальные интересы и способности учащихся. В предисловии к изданию "Учебные стандарты школ России" (1998) указывается: "Нам в России с ее огромной территорией и этническим многообразием важно сохранить то единство образовательного пространства, которое мы получили в наследство от СССР, но вместе с тем перевести его в новое качество, соответствующее новым экономическим, политическим, административным условиям".
Важность разработки и внедрения в практику национальных образовательных стандартов трудно переоценить. Они способствуют консолидации населения страны, формированию чувства общности, осознанию духовной и культурной идентичности, наконец, укреплению целостности государства. Следует, однако, признать, что сегодня в России вряд ли возможна повсеместная и полная реализация федеральных стандартов среднего образования. Многие школы, особенно сельские, не имеют преподавателей необходимых специальностей и поэтому не смогут дать образование, соответствующее стандарту. В результате пока сохраняется неравенство образовательных возможностей разных групп молодежи. Его преодоление - важная задача государственного значения, решение которой должно вписываться в контекст реформы школы.
Такие проблемы актуальны не только для России. В США высказываются опасения, что повышение стандартов общего образования может привести к дальнейшему социальному расслоению молодежи.
Разумеется, стандартизация содержания образования ни в коем случае не должна означать стандартизацию личности учащегося. Напротив, следует разнообразными способами стимулировать развитие нестандартного мышления школьников, нетривиальных подходов к решению встающих перед ними задач в рамках научного мировоззрения. Этим и определяется первостепенная важность диалектической связи между стандартизацией образования и дальнейшим совершенствованием систем дифференцированного обучения.
Проблемы дифференциации обучения особенно актуальны для старших классов полной средней школы, у учащихся которых обычно проявляются с большей четкостью, чем у подростков, склонности и способности к углубленному изучению того или иного цикла учебных предметов. И если школа игнорирует или недооценивает значение этих факторов, то учебный процесс все дальше отходит от оптимального режима. Соответственно ухудшаются и его результаты.
Характеризуя международный опыт в этой области, можно выделить две основные системы дифференциации обучения в общеобразовательных школах разных стран.
Одна система - наличие стационарных отделений, каждое из которых строит занятия в строгом соответствии с учебными планами и программами, введенными именно для данного профиля обучения. Факультативы и предметы по выбору играют вспомогательную роль и их удельный вес в общем балансе учебного времени относительно невелик. Выразительный пример такой системы - трехлетний французский общеобразовательный лицей (10-12-й годы обучения). В X классе действует общий обязательный для всех учащихся учебный план, содержащий основные общеобразовательные предметы, который дополняется набором предметов по выбору, занимающим примерно 10% учебного времени. В XI и XII классах дифференциация углубляется и принимает жесткие организационные формы: образуются четыре направления - гуманитарное, естественнонаучное, социально-экономическое и технологическое; каждое направление делится в свою очередь на несколько секций. Различия между ними очень велики; можно даже говорить, что при такой углубленной специализации старшие классы в какой-то мере утрачивают общеобразовательный характер и превращаются в своего рода пропедевтические курсы соответствующих факультетов высшей школы.
Дифференциация может строиться и на иной основе, когда главную роль играет широкий спектр элективных предметов. Такая система наиболее характерна для средней школы США. Уже в младшей средней школе элективные предметы занимают очень большое место, а в старшей средней школе многообразие учебных профилей в конечном счете можно свести к двум типам - академическому и практическому. Их принципиально разные целевые установки реализуются прежде всего с помощью элективных предметов. Наряду с весьма ограниченным числом обязательных дисциплин (английский язык, общественные дисциплины, небольшие курсы математики и естествознания) многие десятки предметов даются по выбору. Учащиеся академических потоков, ориентирующиеся на поступление в университет, в большинстве случаев выбирают традиционные предметы гуманитарного или естественнонаучного циклов. Возможен также выбор новых предметов, прежде не входивших в школьные программы (например антропология или социальная психология). Те же, кто не предполагает учиться в университете, предпочитают учебные курсы практического цикла - автомеханика, электроника, основы земледелия и животноводства, машинопись, стенография, экономика домашнего хозяйства и т.п. Ряд элективных предметов не имеют профессиональной направленности: это музыка, танцы, спортивные игры.
В России вопросы дифференциации приобрели особую актуальность в связи с планами перевода общеобразовательной школы на 12-летний срок учебы. Вокруг этой проблематики не прекращаются жаркие споры. Многие представители педагогической и родительской общественности полагают, что для такого перевода не созданы необходимые социально-экономические условия и не подготовлена надлежащая психолого-педагогическая база. Такая позиция сегодня имеет под собой реальные основания. Однако, рассматривая перспективы развития нашего образования, следует учитывать, что 12-летняя общеобразовательная школа соответствует международным образовательным стандартам. Такой срок полного среднего образования установлен практически во всех развитых странах, а в Великобритании и Германии он составляет даже 13 лет. Показательно, что 12-летний срок полного среднего образования является одним из условий, требующихся для присоединения к Конвенции о взаимном признании дипломов в европейских странах.
Но 12-летняя школа непременно предполагает введение в ее старшем звене системы дифференцированного обучения. Конкретные формы и методы дифференциации могут быть различными. Прогнозируется, например, возможность создания трех типов общеобразовательных учебных заведений - гимназий с преобладанием гуманитарных предметов, лицеев с наличием естественнонаучных, экономических и других профилей, обеспечивающих углубленную подготовку по фундаментальным наукам, а также реальных училищ, сочетающих общее образование с первичной профессиональной подготовкой (см. ). Другой путь - организация в рамках одного учебного заведения профильных классов с преимущественным вниманием либо к естественным наукам и технике, либо к литературе и истории, либо к иностранным языкам и т.д. При этом возможно использование некоторых элементов системы элективных предметов.
Дифференциация должна способствовать повышению активности школьников в их учебной деятельности, лучше готовить к осознанному выбору будущей профессии; создается возможность изучать профилирующие предметы на более высоком теоретическом уровне, подчас вводить в них разделы, выходящие за рамки традиционных школьных программ. В то же время опыт стран, где дифференциация обучения в средней школе осуществляется повсеместно в течение многих десятилетий, свидетельствует, что жесткая специализация таит в себе угрозу сужения интересов и общего кругозора учащихся, односторонности их интеллектуального и эмоционального развития, а тенденция к сокращению материала гуманитарных дисциплин может отрицательно сказаться на формировании нравственных качеств личности. Недавняя история ряда стран наглядно показала, что образование, лишенное нравственной основы, не только ущербно, но и опасно. Гуманитарное знание в самом широком смысле этого термина способствует уяснению характера взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом и природой. Эта общая цель должна реализовываться при изучении не только собственно гуманитарных предметов, но фактически всех учебных дисциплин. Поэтому актуальной задачей остаются поиски оптимального соотношения между инвариантным ядром содержания школьного образования и разнообразными дифференцированными учебными курсами.
Значительные изменения происходят в организации и развитии высшей школы, поскольку существенно меняются ее цели и задачи: в развитых странах она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и широкие слои работников умственного труда в разных сферах экономики, культуры, управления.
Социальное неравенство в сфере высшего образования фактически нигде еще не преодолено. Проводимые в странах Запада многочисленные социологические исследования убедительно показывают, что в составе студентов (особенно если иметь в виду наиболее престижные вузы) непропорционально большой процент занимают дети из привилегированных семей. Несмотря на то, что плата за обучение почти нигде не взимается с целью получения дохода, в некоторых частных университетах, особенно в США, она очень велика, порой превышает 25 тыс. долларов в год. Тем не менее принцип доступности послесреднего образования постепенно реализуется. В США, Канаде, Франции, Италии многие вузы (включая и ряд университетов) зачисляют в число студентов всех абитуриентов, имеющих свидетельства об успешном окончании полной средней школы. В государственных вузах ряда западноевропейских стран плата за обучение либо полностью отменена (Германия, Великобритания, Австрия, Скандинавские страны), либо значительно снижена, порой до символического значения. Таким образом, поступление в высшую школу начинает рассматриваться не как привилегия, а как естественное право молодежи.
Новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные функции обусловили необходимость серьезных реформ, имеющих целью прежде всего усилить гибкость и вариативность системы послесреднего образования, развитие разнотипных учебных заведений и разнообразных направлений подготовки будущих специалистов.
В развитых странах практически завершено повсеместное внедрение трехступенчатой структуры послесреднего образования по схеме "бакалавр-магистр-доктор". Это дает возможность оперативно корректировать направления учебы студентов с учетом их индивидуальных способностей, отвечает потребностям народного хозяйства в специалистах разного уровня квалификации, наконец, привносит в процесс обучения определенный элемент состязательности, что положительно влияет на качество подготовки специалистов, поскольку позволяет по завершении каждого цикла обучения отбирать лучших студентов для последующих циклов.
Зарубежный опыт в этой области заслуживает внимательного изучения. В большинстве развитых зарубежных стран основным типом высшего учебного заведения является университет. Именно там сосредоточена основная масса студентов: в Западной Европе и Японии 80 %, в США в университетах и приравненных к ним вузах - более 60 %. Зарубежные университеты ведут подготовку специалистов по самым разным профилям - от филолога и историка до инженера и агронома. Там широко распространено убеждение, что университеты - вершина образовательной лестницы и именно они в состоянии формировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только необходимой профессиональной подготовкой, но и широким общим кругозором. В нашей стране в силу исторически сложившихся причин подготовка специалистов многих профилей велась в специализированных институтах - машиностроительных, горных, энергетических, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических. Сейчас большинство из них - в значительной мере из престижных соображений - стали называть себя университетами и даже академиями, но в ряде случаев эти переименования пока мало повлияли на реальное положение дел.
В ряде зарубежных стран интенсивно развивается неуниверситетский сектор послесреднего образования - трех- и четырехгодичные высшие профессиональные школы.
Меняются критерии оценки деятельности высших учебных заведений; усиливается тенденция ставить во главу угла не просто сумму усвоенных знаний, но прежде всего способность к успешному поиску необходимой информации, творческий подход к решению задач, умение синтезировать материалы разных учебных курсов, степень подготовленности к участию в проведении элементарного научного исследования. Разумеется, такие установки реализуются далеко не одинаково в разных учебных заведениях.
Крупнейшие университеты США (Гарвард, Принстон), Великобритании (Оксфорд, Кембридж), Франции (Сорбонна), России (МГУ им. М.В. Ломоносова) и некоторые другие пользуются мировой славой, сочетая высокий уровень учебной работы с интенсивной исследовательской деятельностью. В то же время во многих "рядовых" вузах уровень подготовки невысок и порой обнаруживает даже тенденцию к снижению.
Но даже самые лучшие вузы не могут обеспечить высококачественную подготовку специалистов "на все времена". Поэтому все более заметное место в рамках высшей школы занимает последипломное образование - организованное и систематически осуществляемое обучение дипломированных работников с целью "осовременить" их профессиональные знания, устранить разрыв между ранее полученной ими профессиональной подготовкой и новыми требованиями, определяемыми развитием социально-экономической сферы, науки и культуры.
На Западе это нередко обозначается термином "возобновляемое образование"; имеется в виду периодическое чередование трудовой деятельности специалистов с определенными периодами учебы на специальных отделениях высших школ или в учебных центрах по повышению квалификации.
Учебу проходят дипломированные работники самых разных специальностей. Корпорации и фирмы исходят из того, что руководитель любого уровня должен в соответствии с возложенными на него функциями отвечать следующим требованиям:
1) стремиться к постоянному обновлению знаний;
2) быть способным принимать быстрые и правильные решения в
экстремальных ситуациях;
3) обладать необходимой коммуникабельностью, хорошо понимать
психологию подчиненных;
4) уметь работать в составе "команды".
Определенное распространение получили взгляды, согласно которым государственные служащие должны в своей деятельности во многом равняться на менеджеров частных фирм: последние, как правило, более инициативны, чем государственные чиновники, предпочитающие при решении любого вопроса предварительно получить санкцию начальства. Поскольку государственному учреждению в отличие от частной фирмы не грозит опасность разорения, то служащий не проявляет должного беспокойства в связи с возникающими тревожными обстоятельствами, не ищет нестандартных ходов, действует только в рамках того, что предписано инструкциями, порой принятыми десятки лет назад. Поэтому современному чиновнику следует усвоить навыки эффективно работающего менеджера частной фирмы.
Все большее признание находит мнение, согласно которому управление- особая профессия, требующая специальной подготовки, а следовательно, и развития сети соответствующих учебных заведений или факультетов.
Пионером в этой области явились США, где еще в 1880-е гг. была впервые создана школа бизнеса при Пенсильванском университете, а затем на протяжении всего двадцатого столетия система подготовки менеджеров развивалась бурными темпами. В Европе долгое время превалировал традиционный подход, исходящий из того, что не специальное образование, а прежде всего опыт работы и личные качества (организаторские способности, инициатива, здравый смысл и т.п.) являются основным условием успешной деятельности руководителя. Целесообразность профессиональной подготовки управленцев в высшем учебном заведении до начала трудовой деятельности и сейчас вызывает споры в европейских странах. Тем не менее новый подход пробивает себе дорогу.
В Великобритании школы бизнеса организованы при ряде университетов, а роль координационного и информационного центра играет Британский институт управления, учрежденный в 1947 г. Это самостоятельная в финансовом отношении организация, существующая за счет платы за обучение и оказываемые консультации. В финансировании Института принимают участие и его коллективные члены - промышленные и коммерческие фирмы, профессиональные организации, учебные заведения. В ФРГ до недавнего времени не шли по пути создания университетских факультетов или отделений, готовящих специалистов по управлению. Главным методом было практическое обучение управленческого персонала на краткосрочных ведомственных курсах. Такая установка превалирует и сейчас, но усиливаются структуры, предназначенные для расширения и координации этой деятельности. Функционирует Академия руководящих кадров экономики. Создана Экономическая академия для преподавателей, имеющая целью способствовать углублению сотрудничества предприятий и учебных заведений. Во Франции в ряде университетов при факультетах права и экономики основаны учебные центры по подготовке работников сферы управления. Особенно высок престиж Национальной школы администрации - пожалуй, самого элитарного учебного заведения Франции. К вступительным конкурсным экзаменам (на одно вакантное место претендуют до 100 человек) допускаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы в системе государственной администрации. Исключительно интенсивное обучение, включающее лекционные курсы, коллоквиумы, разнообразные стажировки, длится два года. Успешное окончание этого учебного заведения открывает путь на верхние ступени политического и административного истеблишмента страны.
Развитие последипломного образования - важный аспект реформирования высшей школы, оказывающий значительное воздействие на ее организацию и деятельность. Создается возможность установить наиболее рациональные сроки стационарного послесреднего образования и в ряде случаев сократить их, поскольку каждые несколько лет все дипломированные работники будут проходить обстоятельную переподготовку. Для нашей страны в условиях глубоких структурных сдвигов в народном хозяйстве при переходе к рыночной экономике и появлении безработицы в ряде отраслей производства эффективная переподготовка дипломированных специалистов приобретает особую актуальность. Важность тщательного изучения зарубежного опыта в этой области трудно переоценить.
В высшую школу интенсивно вторгаются рыночные отношения. До недавнего времени это было наиболее характерно для США. Теперь и западноевропейские университеты состязаются за получение государственных ассигнований и заказов частных фирм на научные и конструкторские разработки, кафедры конкурируют между собой, стремясь привлечь лучших студентов к своим учебным программам; усиливается и конкуренция между студентами - сначала за поступление в наиболее престижный университет, затем за стипендии, за будущее своей карьеры. Соответственно меняется и характер управления университетами. Прежде в Оксфорде, Кембридже, Сорбонне и других престижных западноевропейских университетах главную роль играла профессура, совмещая участие в управлении со своей основной, т.е. научно-педагогической деятельностью. Теперь во главе университетской администрации нередко становятся профессиональные менеджеры, для которых на первом месте находятся финансовые проблемы, а не принципы и характер учебного процесса.
7.1. Основные подходы и тенденции развития $современного образования
В начале XXI века в Российской Федерации осуществляется переход к правовому государству, к демократическому обществу. В этих условиях к национальной системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Необходимо учитывать, что в 90-е гг. проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее.
Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.
Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить:
1) Перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов при значительных различиях в величине их доходной базы;
2) Рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления «свободы выбора» форм и видов обучения.
Рост различий в качестве получаемого общего образования происходил на фоне снижения среднего уровня. Уровень подготовки российских школьников в значительной степени зависит от местоположения школы, а также уровня материального благосостояния семей. В школьном образовании происходит, по сути, распад единой системы на две малосвязанные между собой части: элитарную и массовую.
Элитарная система школьного образования представлена появившимися в последние годы негосударственными школами, а также школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. В основном это школы в «богатых» регионах, крупнейших городах страны, в которых бюджетные расходы в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной России. Кроме того, во многих лицеях и гимназиях родители оплачивают «дополнительные» услуги; плата же за обучение в негосударственных школах в десятки раз превосходит среднюю величину государственного финансирования в расчете на одного школьника. Все это позволяет элитарной системе не только поддерживать, но и улучшать материально-техническую базу образовательных учреждений, производить селекцию лучших педагогических кадров, обеспечивать комфортность процесса обучения.
Массовая часть системы среднего общего образования понесла, соответственно, наибольшие потери в результате резкого сокращения государственного финансирования. При этом в наиболее тяжелом положении оказались сельские школы и школы малых и средних городов дотационных регионов, составляющие большинство школ страны. Именно в этих школах наиболее сильно снизился уровень технической оснащенности. Именно в этих школах учителя были поставлены на грань выживания.
Если признать, что система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней, то ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.