Химия и проблемы охраны окружающей среды — Гипермаркет знаний. Химия и проблемы охраны окружающей среды Химия и проблемы охраны окружающей среды кратко

загрязнителей довольно резко сократились. Снижение вредных выбросов объясняется спадом промышленного производства Изменился круговорот азота в природе. Более 100 миллионов тонн азота, химических удобрений, попадая в конечном итоге в водоемы, вызывает усиленный рост одноклеточных водорослей, в том числе ядовитых или настолько конкурентоспособных, что они вытесняют из водоема все остальные формы жизни. Человечество использует сейчас более половины не замершей пресной воды на планете. Многие реки запружены. Проблемы питьевой воды обостряются с каждым годом. Специалисты считают: через 30 лет около 3 миллиардов человек будут страдать от её нехватки. Загрязнение гидросферы. Попадание в водоемы песка, глины, шлаков. Загрязнение минеральными веществами (ртутью, свинцом) Загрязнение органическими веществами промышленного происхождения (фенол) Загрязнение нефтью и ее производными. Загрязнение нефтью и ее производными. Водные ресурсы Земли составляет соленая и пресная вода. Причем 97,2% от общего запаса в 1345 млн. куб. км.приходится на воды мирового океана. В целях охраны водных ресурсов разработаны следующие мероприятия: Четкая безотказная работа очистных сооружений; Оборотная система водоснабжения(вода идет по замкнутому кругу); Совершенствование производственных водоемких технологий по линии экономии воды; Введение платы за водопотребление, вплоть до установления счетчиков в квартирах;

Беленькая Инна

РЕФЕРАТ:
«Химия и охрана окружающей среды»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

РЕФЕРАТ:

«Химия и охрана окружающей среды»

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 11 КЛАССА БЕЛЕНЬКАЯ ИННА

УЧИТЕЛЬ: ПАНАЭТОВА СОФЬЯ ИЛЬИНИЧНА

2015

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

С давних пор люди стремятся познать мир, в котором живут, с которым постоянно взаимодействуют, откуда черпают все необходимое для жизни.

Земля, вода, воздух образуют как бы сферические оболочки, покрывающие земной шар, они и получили название литосферы, гидросферы и атмосферы. Наиболее специфическая и важная сфера, где обитает все живое, получила название «биосфера» (от греческого – жизнь и шар). Согласно учению выдающегося ученого академика В.И. Вернадского, в биосфере живое вещество и среда обитания связаны и взаимодействуют между собой, образуя целостную и динамическую систему. Так, появление в давние времена зеленых хлорофилловых растений привело к полному изменению химического состава атмосферы. А это, в свою очередь, явилось предпосылкой всей последующей эволюции жизни на Земле.

В.И. Вернадский впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор в развитии биосферы стал главенствующим, что деятельность людей даже там, где она еще незначительна, растет со скоростью, превышающей скорость развития эволюции природы. Поэтому в современных условиях учение о биосфере приобрело важное практическое значение. Общество с его постоянно растущими техническими возможностями, если оно заботится только о сегодняшнем дне и берет от природы слишком много, не учитывая ее ограниченную способность к восстановлению и воспроизводству своих ресурсов, может нарушить целостность биосферы.

Биосфера устроена очень сложно. Множеством нитей связанны организмы между собой неживой материей. Разрыв любых связей или, наоборот, их искусственное усиление – причина угрозы биосферы.

«Все живое происходит от живого» - установил итальянский врач Ф.Реди еще в XVII веке. В.И. Вернадский отмечал, что этот принцип не имеет абсолютного значения, а отражает лишь определенный эмпирический опыт, справедливый для известных нам физико-химических условий. Когда-то в прошлом, при иных условиях, этот принцип был нарушен. Согласно гипотезе академика А.И. Опарина, выдвинутой еще в 1924 г., жизнь на земле возникла на определенной ступени эволюции. Взаимодействие первичной атмосферы и первичного океана при тогдашних физико-химических условиях привело к образованию беловых тел, их сгустков и частиц, обладавших способностью к поглощению веществ из внешней среды из внешней среды. Затем, потребовалась длительная эволюция, чтобы возникли простейшие организмы. В последние 30 лет не раз ставились опыт, в которых моделировалась первичная атмосфера. Пи различных физических условиях, включая электрический разряд, в этих опытах неизменно образовывались белковые соединения.

Жизнь – это «способ существования белковых тел». Жизнь не могла возникнуть и затем длительное время существовать как один какой-либо вид организмов, из которого потом в ходе эволюции появилось все остальное. Знание роли живого вещества заставляет предполагать одновременное (в геологическом масштабе времени) образование группы простейших одноклеточных организмов. Эти организмы могли выполнять различные биогеохимические функции и сформировать биосферу. Из этих простейших организмов эволюционным путем возникли все остальные организмы, которые существовали затем только в пределах биосферы.

Биосфера состоит из косного и живого вещества. Косное вещество, слагающееся из различных химических соединений и минералов, за исключением созданных человеком. Живое вещество, напротив, постоянно меняется и обновляется. Живой мир палеозоя резко отличается от живого мира нашего времени. Появление жизни на нашей планете – это и есть появление на ней биосферы.

Последние данные палеонтологии указывают на необычайную древность зарождения жизни. Уже примерно через 500 млн. лет после образования Земли появились предки сине-зеленых водорослей. Они были способны к фотосинтезу, т.е. к усвоению солнечней энергии. Время зарождения жизни время образования нашей планеты состоят не столь уж далеко друг от друга.

Термин «экология» (от греческого – жилище и наука) введен немецким биологом Э.Геккелем в 1866 г. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и их популяций друг с другом и со средой обитания. Экология развивалась в двух направлениях. Представители одного из них исследовали биосферу без учета воздействия человека. Другие ученые включали человека и его деятельность в свою область исследований.

Первое направление в экологии явилось исключительно плодотворным при изучении животного в растительного мира. Второе приобрело особенно важное значение в наше время, для познания современных взаимоотношений человека с окружающей средой. В этом смысле экология выходит далеко за рамки биологической науки Современный ученый- эколог, наряду с биологией, обязан овладеть целым рядом научных дисциплин – геофизикой, технологией и т.д.

Воздух – один из основных элементов среды – необходим всему живому на земле. Без пищи человек обходиться пять недель, без воды- пять дней, без воздуха – пять минут. Но нормальная жизнедеятельность людей требует не только наличия воздуха, но и его определенной чистоты. От качества воздуха зависят здоровье людей, состояние животного растительного мира, прочность и долговечность любых конструкций знаний, сооружений. Загрязненный воздух – источник загрязнения вод, суши, морей, почв.

Атмосферный воздух – необходимый природный ресурс. Кислород, входящий в состав атмосфер, используется живыми организмами в процессе дыхания, он применяется при сжигании любого топлива в различных производственных установках и двигателях. Атмосфера – важный путь сообщения, используемый авиацией. Основной потребитель воздуха в природе – флора и фауна земли. Подсчитано, что весь воздушный океан проходит через земные живые организмы, включая человека, примерно за десять лет.

Очень долгое время люди считали воздух простым веществом. И только в XVIII веке французский ученый Лавуазье установил, что воздух является механической смесью различных газов. Атмосфера – газовая оболочка Земли. Она регулирует тепловой режим Земли, способствует перераспределению тепла по земному шару. Лучистая энергия Солнца – практически единственный источник теплоты для поверхности Земли. Она определяет и световой режим Земли. Лучистая энергия Солнца частично поглощается атмосферой. Достигая поверхности Земли, энергия частично поглощается почвой и водоемами, морями и океанами, частично отражается в атмосферу.

Нетрудно представить себе, каким был температурный режим Земли, если бы не было атмосферы: ночью и зимой она бы сильно охлаждалась за счет собственного излучения, а летом и днем перегревалась за счет солнечной энергии, радиации. Так происходит, например, на Луне, где нет атмосферы.

Атмосфера защищает и от «звездных осколков». Размеры метеоритов в подавляющем большинстве не превышают величины горошины. С огромной скоростью они под влиянием земного притяжения врезаются в атмосферу планеты, раскаляются за счет трения о воздух и на высоте около 60-70 км большей частью сгорают. Если бы отсутствовала атмосфера, на Землю падали бы и крупные космические осколки. Когда число частиц, вторгшихся в атмосферу Земли, особенно велико, создается впечатление «звездного дождя». Суеверные люди считали его «небесным знамением». На самом деле в этом нет ничего сверхъестественного.

Наличие воздушной оболочки придает нашему небу голубой цвет, т.к. молекулы основных элементов воздуха и различные примеси, содержащиеся в нем, рассеивают главным образом лучи с короткой длиной волны, т.е. фиолетовые, синие и голубые. Это зависит от количества и размеров примесей в атмосфере.

Все процессы, развивающиеся в атмосфере, осуществляются за счет энергии, получаемой Землей от Солнца. Благодаря ей, ежегодно с поверхности Земли испаряются многие миллиарды тонн воды. Атмосфера выполняет чрезвычайно важную роль перераспределения влаги на земном шаре. Поступившая в атмосферу в виде пара вода переносится на огромные расстояния и за тем снова выпадает на Землю.

Воздушный океан обладает способностью к самоочищению от загрязняющих веществ. Аэрозоли вымываются из атмосферы осадками, ионы оседают под влиянием электрического поля атмосферы, а также вследствие гравитации. Процессы самоочищения атмосферы связаны не только с выпадением осадков и образованием нисходящих потоков, но и с другими метеорологическими явлениями.

Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчет на то, что все они, в конечном итоге, будут обезврежены и переработаны самой природой. При этом не возникало и мысли о наносимом ей ущербе. Казалось, что, как ни велика общая масса отходов, она незначительна по сравнению с защитными ресурсами. Однако при прогрессирующем росте загрязнений становится очевидным, что природные системы самоочищения рано или поздно не смогут выдержать такой натиск. Способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. Если они будут превышены, то самоочищение в атмосфере не приведет к полному рассеиванию и разложению примесей. Поэтому большие объемы вредных выбросов в атмосферу вызывают целый ряд неблагоприятных последствий.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автомобили и другие виды транспорта, а также промышленные предприятия.

Выбросы автотранспорта, составляющие около половины атмосферных выбросов антропогенного происхождения, образуются из выбросов двигателя и стартера автомашины, продуктов износа механических частей, покрышек и дорожного покрытия. В состав выбросов помимо азота, кислорода, диоксида углерода и воды входят такие вредные компоненты, как оксид углерода, углеводороды, диоксиды азота и серы, а также твердые частицы.

К числу вредных компонентов относятся и твердые выбросы, содержащие свинец и сажу, на поверхности которой адсорбируются циклические углеводороды, ряд которых, согласно новейшим данным, обладает канцерогенными свойствами.

Предприятия металлургической, химической, цементной и других отраслей промышленности выбрасывают в атмосферу огромное количество золы, сернистых и других вредных газов, выделяющихся при различных технологических производственных процессах.

Загрязнение окружающей среды, и в особенности воздуха, выбросами промышленных предприятий, автомобильного транспорта вызывает в последние годы все большее беспокойство людей во многих странах. В декабре 1984 г. в индийском городе Бхопал в результате утечки почти 40 тонн ядовитого газа на заводе американской компании «Юнион карбайд» погибли более 2,5 тысяч человек и свыше 50 тысяч получили тяжелые отравления. Специалисты, участвовавшие в расследовании, подчеркивают, что американская монополия грубо нарушила технологические нормы при сооружении химического комбината в Бхопале. Его объекты не были оборудованы системой предупреждения утечки ядовитых веществ. Завод строился в нарушении норм охраны окружающей среды.

Атмосферный воздух, как уже отмечалось, принадлежит к числу основных компонентов окружающей природной среды. С чистотой воздуха связаны здоровье человека, состояние животного и растительного мира.

Почва – особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Важнейшее ее свойство – плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений.

Природное плодородие имеет различный уровень, зависящий от состояния и свойств почвы и факторов почвообразования. Земля – важнейшее богатство общества, она не только главное средство производства в сельском хозяйстве, но и базис размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. С давних пор люди ласково и уважительно называют земля – матушка, кормилица и поилица.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной и живой части. В твердой части преобладают минеральные вещества. Твердые частицы заполняют не весь объем почвенной массы, а лишь некоторую ее часть. Другую часть составляют поры – промежутки различного размера и формы между частичками и их агрегатами. В порах находится почвенный раствор и почвенный воздух. Соотношение их непрерывно меняется: чем больше поры заполнены влагой, тем затруднительнее газовый обмен между почвой и атмосферой, тем медленнее протекают в почвенной массе процессы окисления и быстрее процессы восстановления.
Минералогический состав твердой части почвы во многом определяет ее плодородие. В состав минеральных веществ входят: кремний, алюминий, железо, калий, магний, кальций, фосфор, сера, значительно меньше содержится молибдена, бора, фтора и др. Подавляющее большинство элементов находится в окисленной форме.
В состав твердой части почвы входит органическое вещество, основная часть которого представлена гумусом. Гумус (перегной) – органическое вещество почвы, образующееся за счет разложения растительных и животных остатков и продуктов жизнедеятельности. В состав органического вещества входят такие соединения, содержащиеся в растительных и животных остатках: клетчатка, белки, сахара, смолы, жиры, дубильные вещества и т.д. При разложении органических веществ содержащийся в них азот переходит в формы, доступные растениям. В естественных условиях они являются основным источником питания растительного организма.
Жидкая часть почвы, т.е. почвенный раствор, - активный компонент почвы, осуществляющий перенос веществ внутри нее, вынос из почвы и снабжение растений водой и растворенными элементами питания.
Газообразная часть – почвенный воздух. Живая часть почвы состоит из почвенных микроорганизмов и представителей многих групп беспозвоночных животных – простейших, червей, моллюсков, насекомых и др. Он является важнейшим звеном всех наземных биоценозов и биосферы Земли в целом.
В связи с широким использованием удобрений обостряется проблема загрязнения окружающей среды, с которой уже столкнулись страны с высокоинтенсивным сельхозпроизводством.
Наибольшую опасность представляют азотные удобрение вследствие большой подвижности нитратного азота. Они легко вымываются и загрязняют водоемы и грунтовые воды. На долю сельскохозяйственного производства приходится не менее половины связанного азота, поступающего в водоемы.
Нитраты накапливаются выше допустимых норм не только в воде, но и в растениях – как в продовольственных, так и в кормовых. Если сами по себе нитраты не представляют собой опасности для здоровья человека и животных, то образующиеся в них нитраты высоко токсичны, в частности вызывают тяжелое заболевание крови у детей. Из нитратов могут образоваться нитро амины, обладающие канцерогенным эффектом.

Менее опасны фосфорные удобрения. Ион фосфата малоподвижен, прочно закрепляется в почве и практически нетоксичен для человека и животных. Основным источником загрязнения водоемов фосфором является не сельское хозяйство, а промышленные и бытовые стоки. Доля сельского хозяйства в загрязнении вод фосфором не превышает 10-15%. Особенно массивным источником загрязнения этим элементом стали в последнее время моющие средства, содержащие полифосфаты. Значительное накопление фосфата в водоемах также способствует эвтрофикации водоемов.
Специфическая особенность фосфорных удобрений заключается в том, что применение их в больших дозах приводит к накоплению в почве других нежелательных элементов: стабильного стронция, фтора, естественных радиоактивных соединений урана, радия, тория.
Третий основной элемент питания растений – калий – не оказывает существенно вредного влияния на окружающую среду. Однако с калийными удобрениями вносится много хлора, поступление которого в грунтовые воды также нежелательно.
Перестройка агрохимической службы страны, создание агрохимических центров открывает новые возможности в повышении эффективности использования туков, позволяют лучше организовать их хранение, транспортировку и внесение в почву. Одна из профилактических мер – применение удобрений в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. Для всех хозяйств ежегодно составляются научно обоснованные планы рационального использования органических и минеральных удобрений. Установлен также постоянный контроль за уровнем загрязнения окружающей среды удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве. Такой контроль возложен на специальные отделы, созданные в агротехнических лабораториях и станциях химизации, оснащенных необходимыми приборами и лабораторным оборудованием.
Вода – основа всей жизни на Земле. Водяной пар, находящийся в атмосфере, пропускает большую часть солнечных лучей и задерживает тепловое излучение Земли в мировое пространство, регулирует тепловой баланс планеты. Вода обладает высокой теплостойкостью. Накопление тепла в гидросфере летом и отдача его зимой смягчает климат Земли.
Вода в природе находится в твердом, жидком и газообразном состоянии. Вода разрушает горные породы, растворяет неорганические соединения и переносит их на большие расстояния. Большинство биохимических и биофизических процессов, связанных с обменом веществ в живых организмах, могут протекать только при наличии водной среды. Вода – единственный источник кислорода, поступающего в атмосферу при фотосинтезе. Вода входит во все ткани и клетки живых организмов. Она является наилучшим растворителем. Вода – единственное в природе минеральное вещество, которое нельзя заменить другими веществами. Вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производительных сил, важнейшее свойство производства. Она играет огромную роль в жизни человека.

В круговороте воды в биосфере суммарное испарение уравновешивается выпадением осадков. Удаление некоторого количества водорода в космос компенсируется в основном за счет ювенильной воды (подземной воды, поднимающейся на поверхность из магматических очагов). С поверхности океана испаряется больше воды, чем поступает с осадками. «Лишние» осадки, выпавшие на сушу, питают ледники, пополняют грунтовые воды и реки и возвращаются со стоком воды в океан. Часть воды расходуется на транспирацию растений.

В морях, реках и озерах ведется рыбный промысел. Флора и фауна рыбных водоемов нашей страны весьма богата и разнообразна. В них вылавливают около 250 видов рыб.

С помощью воды намываются плотины. По воде путешествуют, сплавляют лес. Без чистой воды немыслима жизнь на земле, поэтому защита водных ресурсов от загрязнения и истощения является одной из важнейших задач современности.

Большую роль вода играет в жизнедеятельности человека. У взрослого человека вода составляет более половины массы тела.

Ни один жизненный процесс в организме человека или животного не может совершаться без воды. Важной составной частью каждой летки является вода. В одной среде протекают жизненно важные функции организма. Если без пищи человек может существовать 50 и более суток, то без воды смерть наступает через 5 дней.

Основная причина загрязнения водных бассейнов – сброс в воемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальным и сельским хозяйством.

Загрязнения, поступающие в сточные воды, условно можно разделить на несколько групп. По физическому состоянию выделяют нерастворимые, коллоидные и растворимые примеси. По совей природе загрязнения делятся на минеральные, органические, бактериальные, биологические.

Минеральные загрязнения обычно представлены песком, глинистыми частицами, частицами руды, шлака, минеральных солей, растворами кислот, щелочей и др. веществами.

Органические загрязнения, в свою очередь, подразделяются по происхождению на растительные и животные. Растительные органические загрязнения представляют собой остатки растений, бумаги, растительное масло и т.д. загрязнения животного происхождения – физиологические выделения людей и животных, остатки тканей животных, клеевые вещества и др.

К бактериальным и биологическим загрязнениям относятся различные микробы, микроорганизмы, в частности, дрожжевые и плесневые грибы, мелкие водоросли, бактерии. Бактериальные и биологические загрязнения характерны для бытовых сточных вод и для сток некоторых промышленных предприятий. Среди последних необходимо строго указать на бойни, кожевенные заводы, фабрики первичной обработки шерсти, меховые производства, биофабрики, предприятия микробиологической промышленности и т.д.

Источниками загрязнения подземных вод могут быть:

Места хранения и транспортировки промышленной продукции и отходов производства;

Места хранения (аккумуляции) коммунальных и бытовых отходов;

Сельскохозяйственные и другие угодья, на которых применяют удобрения, пестициды и др. химические вещества;

Загрязненные участки водоносного горизонта, естественно и искусственно связанного со смежными водоносными горизонтами;

Загрязненные участки поверхностных водных объектов, питающих подземные воды;

Участки инфильтрации загрязненных атмосферных осадков;

Промышленные площадки предприятий, поля фильтрации, буровые скважины и др. выработки.

Источником загрязнения подземных вод могут быть атмосферные осадки, загрязняющиеся на территориях, занятых промышленными отходами, солеотвалами, на участках хранения нефтепродуктов, сырья и готовой продукции предприятий химической промышленности, складов ядохимикатов и удобрений.

Попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников загрязнения должно быть исключено. При загрязнении и опасности загрязнения подземных вод объем и способ наблюдений за их режимом или качеством определяются в зависимости от значения и вида водопользования, а также с учетом возможных последствий загрязнения.

Главный загрязнитель океана – нефть. Почти половину ее приносят в океан реки и сточные воды расположенных на побережье предприятий и городов.

Один из самых неприятных результатов антропогенного воздействия на океан – перепроизводство фитопланктона, микроскопических водорослей. Этот процесс может быть вызван разными видами загрязняющих веществ: нефтью, бытовыми и сельскохозяйственными стоками – своего рода удобрениями. В загрязненной воде начинают безудержно размножаться один какой-либо вид водорослей, чаще всего сине-зеленые, заполняющие иногда огромные пространства. Жизненный цикл их очень короток – около месяца. Столь же массово они отмирают, опускаются на дно и разлагаются, поглощая кислород. При резко выраженном дефиците кислорода полностью гибнет донная фауна – рачки, моллюски, прочие беспозвоночные.

Охрана морей и океанов не может ограничиться национальными рамками. Необходимо строгое международное сотрудничество, которая дает возможность разработать научно обоснованную стратегию охраны океана от загрязнений. Несомненно, совместные усилия разных стран внесут значительный вклад в сохранение богатств океана на благо всего человечества.

При исследованиях, разведке и разработке естественных богатств континентального шельфа предусматриваются охранные мероприятия по предотвращению ограничения условий морского водопользования вследствие загрязнения шельфа и водной среды над ним промышленными и бытовыми сбросами сточных вод, радиоактивными веществами и другими отходами производства. Данные мероприятия в каждом конкретном случае подлежат согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы в части, касающейся санитарной охраны прибрежных вод морей.

Итак, развитие человеческого общества невозможно без взаимодействия с окружающей средой. Люди преобразуют природу, получают от нее все необходимое для жизни: энергию, продукты питания, различные материалы. Природа удовлетворяет и эстетические потребности людей. Но этот прогресс может обернуться для человечества иной стороной. Достигнутые благополучие и комфорт могут оказаться опасной иллюзией, если не позаботиться о сохранении нашей биосферы. Для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение этих знаний во всех отраслях хозяйственной деятельности.

Сейчас уже ясен путь, который позволит человечеству избежать экологического тупика своего развития. Это безотходные и малоотходные технологии, превращение отходов в полезные ресурсы. Но потребуются десятилетия для повсеместного воплощения этой идеи в жизнь. И совершить это под силу только тем, кто вооружен экологическими знаниями.

Заповедь, которой должны руководствоваться люди, хорошо выражена в сказке Сент-Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» .








Естественное загрязнение Естественное загрязнение 1.Газы выделяющиеся в результате: Горения лесов Горения лесов Извержения вулканов Извержения вулканов Биохимических реакций Биохимических реакций 2.Атмосферная пыль образующаяся при: Выветривании горных пород Выветривании горных пород Эрозии почв Эрозии почв Лесных и торфяных пожаров Лесных и торфяных пожаров




Загрязнение атмосферы. Загрязнение атмосферы. химические вещества, попавшие в помещение химические вещества, попавшие в помещение более 100 химических соединений может одновременно присутствовать в воздухе жилых помещений, офисах. В том числе аэрозоли свинца, кадмия, ртути, меди, цинка, фенола, формальдегида, в концентрациях, зачастую превышающих ПДК в несколько раз; более 100 химических соединений может одновременно присутствовать в воздухе жилых помещений, офисах. В том числе аэрозоли свинца, кадмия, ртути, меди, цинка, фенола, формальдегида, в концентрациях, зачастую превышающих ПДК в несколько раз; ядовитые испарения и частицы от моющих и чистящих средств. ядовитые испарения и частицы от моющих и чистящих средств. Их концентрация в 1000 раз выше, чем в открытом воздухе; Их концентрация в 1000 раз выше, чем в открытом воздухе;


Загрязнение атмосферы. Загрязнение атмосферы. бактерии, вирусы, споры грибков и плесени. бактерии, вирусы, споры грибков и плесени. пыль, частички которой менее 10мкм, невидима для глаза, практически не осаждается и постоянно висит в воздухе. Пыль является одним из основных источников инфекций, так как микробы и бактерии используют её частички для передвижения и контакта. пыль, частички которой менее 10мкм, невидима для глаза, практически не осаждается и постоянно висит в воздухе. Пыль является одним из основных источников инфекций, так как микробы и бактерии используют её частички для передвижения и контакта. продукты жизнедеятельности человека, (150 видов химических веществ), домашних животных продукты жизнедеятельности человека, (150 видов химических веществ), домашних животных табачный дым и 3600 химических веществ из него табачный дым и 3600 химических веществ из него электробытовые приборы, в первую очередь экраны телевизоров и дисплеи ЭВМ электробытовые приборы, в первую очередь экраны телевизоров и дисплеи ЭВМ












Распределение пресных вод гидросферы Части гидросферы Часть от общего объема пресной воды Объем пресной воды (в км) 1. Ледники 85% Подземные воды 14% Озера 0,6% Почвенная влага 0,3% Пары атмосферы 0,05% Речные воды 0,004%1132,76




Использование воды в производстве Выплавка чугуна 300 м. куб. Получение меди 500 м. куб. Получение никеля 4000 м. куб. Синтетический каучук 2100 м. куб. Производство лавсана 4200 м. куб. Производство капрона 5600 м. куб. Изготовление автомобиля 246 м. куб. Запуск ракеты м. куб. Производство бумаги 250 м. куб.






Вывод. Вывод. Попадание в атмосферу загрязняющих веществ неблагоприятно воздействует на организм человека и окружающую среду. Поэтому следует обратить внимание на экологическую проблему всего мира. Попадание в атмосферу загрязняющих веществ неблагоприятно воздействует на организм человека и окружающую среду. Поэтому следует обратить внимание на экологическую проблему всего мира.





Цели:

  1. Обучающаяся: обобщить и систематизировать знания о природе, экологии.
  2. Развивающая: формирование индивидуального экологического сознания.
  3. Воспитательная: воспитывать требовательность к себе, ответственность за охрану окружающей среды.

Тип урока: Урок–конференция.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

КМО: Мультимедиа проектор, коллекции нефтепродуктов, экологический вестник, музыкальные композиции: “Прости, Земля”, “Чистые пруды”, задачи, тест.

Межпредметные связи: материаловедение (получение пластмасс, красителей, нефтепромысел, состав и структура углеводородов нефти), техническое обслуживание и ремонт автомобиля, биология, экология, география.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.).

II. Актуализация опорных знаний (5 мин.).

В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным, а очень часто и катастрофическим воздействием хозяйственной деятельности человека на природу.

Производственная деятельность человека нанесла биосфере – живой оболочке Земли – серьезный урон, нарушив сложившееся за время существования планеты экологическое равновесие. Загрязнение окружающей среды в нашем сознании связывается в первую очередь с отравлением воды, воздуха, земли, которое может непосредственно влиять на здоровье и самочувствие человека. Однако химическое загрязнение чревато и косвенными эффектами. Например, большие выбросы углекислого газа сказываются на климате, что, в свою очередь, отражается на производстве продуктов питания; изменение концентраций биогенных элементов (азота, серы, фосфора, калия и др.) приводит к гибели одних популяций и бурному размножению других.

Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:

  1. повышение концентрации биогенных элементов из-за канализационных сбросов и стока с полей удобрений, вызывающих бурное развитие водорослей и нарушение баланса в существующих экосистемах;
  2. отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств;
  3. воздействием на воду и почву продуктов сжигания топлива, снижающих качество воздуха и вызывающих кислотные дожди;
  4. потенциальным заражением воздуха, воды и почвы радиоактивными отходами, образующимися при производстве ядерного оружия и атомной энергии;
  5. выбросами углекислого газа и химических веществ, снижающих содержание озона, что может привести к изменению климата или образованию “озоновых дыр”.

III. Доклады обучающихся (50 мин.).

План:

  1. Охрана атмосферы от химического загрязнения.
  2. Атмосфера – регуляторный механизм биосферы.
  3. Омские предприятия, загрязняющие атмосферу (ТЭЦ-5, ЗТУ, ОНПЗ).
  4. Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения.
  5. Загрязнение водных ресурсов.
  6. Питьевая вода.
  7. Экологическое состояние реки Иртыш.
  8. Рыбы-мутанты.
  9. Охрана водных ресурсов.
  10. Экологический мониторинг.
  11. Загрязнение литосферы.
  12. Бытовой мусор.
  13. Охрана земельных ресурсов.
  14. В Омской пыле вся таблица Д.И.Менделеева.

IV. Закрепление знаний (15 мин.).

Задача № 1: При сгорании в карбюраторе автомобиля 1 кг горючего в воздух попадает 800 г СО (II). Рассчитайте массу и объем СО, образующего при горении 100 кг горючего.

Задача № 2: Установлено, что за вегетационный период дерево имеет 10 кг листьев и может обезвредить без ущерба для себя свыше 500 г. – SO 2 , 250 – Cl 2 , 700 г. – CO 2 . Рассчитайте, какое количество и какую массу газов может обезвредить только одно дерево.

Задача № 3: На НПЗ негерметичное соединение коммуникаций приводит к утечке 1 капли бензина в секунду. Потери за месяц составили 130 л. Сколько составят потери за год? Сколько может проехать автомобиль на потерянном топливе, если расход составляет 15 л на 100 км? Какой вред могут нанести окружающей среде потери нефти и нефтепродуктов?

Задача № 4: После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите?

  • Выльете свои реактивы туда же, куда и он;
  • Объясните ему, почему этого не следует делать;
  • Расскажите о его действиях учителю.

Задача № 5: Мальчик разбил градусник в отсутствии родителей. Как ему следует поступить?

  • Выбросить остатки градусника в ведро, чтобы не увидели родители;
  • Оставить все, как есть, до прихода родителей;
  • Вызвать представителей СЭС.

Задача № 6: Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища:

  • Очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
  • Не обратили бы на него внимания;
  • Отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы его в землю.

Задачи № 4–6 оцениваем по нравственно-этическим нормам гражданина России.

V. Рефлексивный этап (5 мин.).

Листочки можно не подписывать, в случае соглашения с утверждением ставят около него знак “+”.

Рефлексивный тест.

VI. Подведение итогов занятия (3 мин.).

Подводим итог занятию. Сообщение отметок обучающимся за работу на занятии.

VII. Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе № 9.