Дети индиго спилберг стивен один из них. Стивен Спилберг – биография, фото, личная жизнь, фильмы режиссера. Личная жизнь Стивена Спилберга


человек, воплотивший свою мечту.
Его называют взрослым человеком с душой ребенка или так и не повзрослевшим вундеркиндом. Все свои фантазии он запечатлевал на пленке. Его мечты должны были овладеть умами как можно большего числа людей. Всю жизнь он шел к заветной цели - созданию гигантской фабрики по изготовлению мечты. «Dreamworks», то есть «Мастерская Грез», первая самостоятельная студия, созданная в Голливуде за последние 75 лет. Самая влиятельная и богатая, она вот уже 12 лет снабжает мир первосортными, высокотехнологичными, дух захватывающими фантазиями.

Стивен Аллен Спилберг (Steven Allan Spielberg) , американский режиссер и продюсер, родился в Цинцинати (штат Огайо) 18 декабря 1947 г. Он был старшим и единственным сыном в семье. И больше всего любил пугать трех своих сестер, что делал весьма эффективно: одна из сестричек даже лишилась дара речи на целый год.. Однако родители - пианистка Леа и инженер Арнольд Спилберг - вместо строгого наказания сделали сыну подарок, 8-миллиметровую кинокамеру. Стивен снимал все подряд: семейные праздники и будни, крушение поезда (с помощью игрушечной железной дороги), фантастические сюжеты с участием сестер. Вскоре Стивен замахнулся на «большой проект» - фильм о Второй мировой войне, «Побег в никуда», в котором снималась вся семья. Маленький 14-летний продюсер составил смету будущего фильма, потом максимально урезал ее. Позаботился он и о прокате: дом Спилбергов на несколько дней превратился в кинотеатр. Все желающие могли посмотреть фильм Стивена за скромную плату. «Побег в никуда» не только полностью окупился, но и принес автору прибыль.

Следующим продюсерским ходом стала картина об инопланетянах, в которой главные роли дальновидный Стивен отдал своим одноклассникам. После этого тощий, неуклюжий мальчишка, к тому же единственный еврей в школе, мгновенно превратился из изгоя в кумира. Как видим, еще подростком он выбрал профессию и судьбу: Спилберг стал режиссером и продюсером, покорял и пугал зрителей, ставил цель и с завидным упорством шел к ее осуществлению.

По настоянию родителей он поступил в университет, но кино уже владело всеми его помыслами. На кинофакультет его не приняли «за полное отсутствие таланта». Ну и пусть! Отсутствие специального образования не стало для него препятствием. Стивен уговорил богатого приятеля вложить деньги в кино, снял 20 минутную короткометражку «Эмблин», которая так понравилась руководству студии «Universal», что с двадцатилетним Стивеном тут же был заключен контракт. Став режиссером на телевидении, он некоторое время работал в сериалах. Первый же самостоятельный телефильм, «Дуэль» 1971 г. оказался столь удачным, что даже был выпущен в кинопрокат. В фильме интересно варьировался кафкинский мотив обреченности безвинного. Только вместо господина К. - героя «Процесса» - выступил владелец небольшого легкового автомобиля, неизвестно за что преследуемого на шоссе огромным грузовиком. Режиссер с большим психологическим и кинематографическим мастерством воссоздал здесь атмосферу ужаса, ничем не мотивированного и от этого еще более страшного.

Но дебютом Спилберга на большом экране считается «Шугарленд экспресс» 1974 г., замеченный и обласканный критикой. Но что ему критика? «Зритель - вот мой босс», заявил будущий великий продюсер, раз и навсегда сделав ставку на самого надежного партнера - публику.

Спилберг знал, что зритель любит, чтобы его пугали, и снял фильм «Челюсти» - экранизацию романа Питера Бенчли - о гигантской акуле, терроризировавшей жителей маленького американского городка. Напряжение умело нагнеталось здесь постоянным сочетанием мирных бытовых сцен и неожиданных шоковых эффектов вроде внезапно всплывшего мертвеца. Фильм стал финансовым рекордсменом 1975 года. Всеобщий интерес к НЛО и космическим пришельцам натолкнул его на мысль о постановке «Близких контактов третьей степени» 1977 г. Молодому режиссеру удалось то, что во второй половине 70-х казалось невозможным: оторвать зрителей от телеэкранов, привлечь в кинотеатры молодежь и, таким образом, спасти Голливуд от реальной угрозы кризиса.

Неистребимая детскость души помогала Спилбергу попадать в самую сердцевину зрительских ожиданий. Его «И.Т.Инопланетянин» 1982 г., в сущности, был всего лишь сказкой о пришельце из космоса, трогательном уродце, которого взрослые боялись и преследовали, а дети полюбили и спасли. «Сказочка» с невиданным успехом прошла по экранам мира и стала самым кассовым фильмом в истории кино. Тем самым Спилберг продемонстрировал недюжинный продюсерский талант. На студии «Universal» он создал свою кинокомпанию, назвал ее «Amblin Entertainment» в честь своей первой взрослой картины «Эмблин». Логотипом компании стал знаменитый кадр из «И.Т.Инопланетянин» - мальчик и инопланетянин, взмывающие в небо на велосипеде.

В своей продюсерской деятельности Спилберг ориентировался на молодого зрителя, отдавая предпочтение фантастическим сказкам, таким как «Гремлины», «Батарейки в комплект не входят», «Назад в будущее», «Дорогая, я уменьшил детей». Стивен поощрял молодых Роберта Земекиса, Джо Данте - режиссеров той же, что и у него, «группой крови»: фантазеров с детской душой и азартом новаторов. «Невозможного нет!» - словно утверждала эта компания. Можно соединить в одном кадре рисованных персонажей и живых актеров - получится суперхит «Кто подставил кролика Роджера?». Можно взять сюжет фильма 60-х, использовать новые технологии и создать смешной и увлекательный «Внутренний космос». Если проект удачен, пусть появятся «Гремлины-2», «Назад в будущее-2,-3».

В начале 80-х Спилберг придумал героя, чудаковатого профессора, по совместительству бесстрашного авантюриста Индиану Джонса. Соединив приключенческий и фантастический жанры с пародией, переполненной киноцитатами, он снял трилогию «Индиана Джонс». В результате довольны были и дети, и взрослые, и даже отъявленные киноманы.

Но и такого счастливчика, как Спилберг, могла постигнуть творческая неудача. «Пурпурный цвет» 1985 г. получил 11 номинаций и ни одного «Оскара», правда, открыл для кино несравненную Вупи Голдберг. Всем бы такие неудачи!

Использование новых компьютерных возможностей предопределило успех Спилберга в 90-е годы, где самым большим его кассовым успехом стал «Парк Юрского периода» 1993 г. как и в одноименном романе Майкла Крайтона в фильме воскрешенные учеными динозавры, поселенные в национальном заповеднике, вышли из-под контроля и начали крушить всех и вся. Спилбергу удалось органично совместить управляемые компьютерами фигуры животных с живыми актерами, что помогло созданию захватывающего зрелища. Мир охватила динозавромания, а четыре года спустя режиссер выпустил продолжение «Затерянный мир» - где чудеса технологий пошли еще дальше: доисторические рептилии как бы окружали, обволакивали сидящих в зале, от чего казались удивительно достоверными.

Талант Спилберга, его понимание природы кинематографа, предельно развитое образное мышление, умение пользоваться компьютерными эффектами позволили ему занять первое место среди мастеров американской массовой продукции. Но режиссер этим не удовлетворился. Он начинает ставить и проблемные фильмы. «Список Шиндлера» 1993 г. и «Спасение рядового Райана» 1998 г. имели огромный успех и у зрителей, и у критиков. Первый - черно-белый, лишь с несколькими цветовыми пятнами в ударных сценах, рассказывает историю реального человека, немецкого предпринимателя-католика, члена нацистской партии, спасшего в годы войны евреев, работавших на его заводе в Польше, от уничтожения в фашистских концлагерях. Трагическая тема массового истребления людей, необычный и неоднозначный образ главного героя (Лайам Нисон), эмоциональная прямота и откровенность принесли этой ленте не только семь «Оскаров», но и сделали ее центром полемики. «Спасение рядового Райана» - тоже о Второй мировой войне, но уже показанной глазами американских солдат, ищущих пропавшего собрата. Великолепные военные съемки (особенно высадка союзников в Нормандии), запоминающиеся детали, выразительная музыка - все это принесло картине славу одной из лучших о том страшном времени. Однако, как и «Список Шиндлера», фильм тоже грешит сентиментальностью, излишней нравоучительностью, прямолинейным патриотизмом. И это - не издержки вкуса, а сознательная позиция автора, хорошо знающего своего зрителя.

В 1994 году вместе с Джеффри Катценбергом и Дэвидом Геффеном Спилберг открыл независимую студию «Dreamworks». Теперь Стивен был не просто обладателем Премии имени Ирвинга Тальберга, великого голливудского магната 20-х годов. Он сам стал великим киномагнатом. Словно в пику всему Голливуду детище Спилберга выпускало фильмы «оскароносцы»: «Красота по-американски», «Гладиатор». Человек-торнадо, так назвал Спилберга его друг, актер Том Хэнкс, вел как продюсер десятки картин, одновременно оставаясь режиссером. Видавший виды Хэнкс был потрясен работой Спилберга на съемочной площадке: «Он умеет приспособиться к любым условиям, ни на минуту не останавливая работу и не снижая темпа съемок. Если неожиданно начинается дождь, Стивен на ходу меняет сценарий и снимает под дождем, отчего эпизод только выигрывает».

Спилберговская «Мастерская Грез» не забывает и о самых маленьких зрителях. Заботливый отец шестерых детей, Спилберг с удовольствием занимается анимационными проектами. Достаточно назвать «Принца Египта», «Болто», «Побег из курятника» и, наконец, «Шрека», чтобы сложилось представление о качестве мультфильмов, созданных на «Dreamworks».

Уже в 1998 году Стивен Спилберг стал самым богатым представителем индустрии развлечений. Тогда его состояние оценивалось в 313 миллионов долларов, а к 2002 году выросло до 2 миллиардов. При этом благотворительная деятельность великого киномага достаточно широка для того, чтобы пресечь пересуды о его скупости. Даже английская королева возвела американского режиссера в рыцари - Спилберг много сделал для развития британской культуры.

Остается только удивляться, как за всеми этими заботами он успевает снимать по 1-2 фильма в год: «Искусственный разум» 2001 г., «Особое мнение» 2002 г., «Поймай, меня если сможешь» 2002 г., «Терминал» 2004 г., «Война миров» 2005 г., «Мюнхен» 2005 г.

Сочетание интимного, личностного видения мира с эпичностью коммерческих блокбастеров, умение воздействовать на чувства и эмоции аудитории не только с помощью современных технических и визуальных средств, но и проверенных годами психологических стереотипов, создание собственной кинематографической школы - все это обеспечило Спилбергу ведущее место в современном кино США.

Родился 18 декабря 1947 г. в Цинцинатти (штат Огайо).
Родители:
Мать - Лиа Познер, бывш. концертирующая пианистка, владелица молочного ресторана «Милка Вэй». Отец - Арнольд Спилберг, ветеран Второй мировой войны (авиационный радист), инженер-компьютерщик, один из пионеров компьютерного дела в Америке.
«Один мой дедушка из Одессы, другой - из маленькой деревушки тоже на Украине.
Русское у нас в крови. Мои мать и отец всегда пели мне русские колыбельные.
«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю». (С.Спилберг).

У родителей четверо детей: Стивен и трое сестёр - Ненси, Сьюзен и Энн.
Учреждённая Ненси Спилберг Благотворительная организация «Children at Heart» занимается благотворительной деятельностью по отношению к детям из заражённой чернобыльской зоны Украины, Белоруссии и России.


Сестра Сьюзен Пастернак замужем за внучатым племянником писателя Бориса Пастернак.
Стивен Спилберг женат дважды. Первая жена - актриса Эмми Ирвинг (общий сын - Макс)
при разводе получила 150 млн. дол. (1991 г.).
Нынешняя жена - актриса Кейт Кэшпо при замужестве приняла иудаизм.
В семье семеро детей - трое общих, двое от первых браков (у каждого) и двое приёмных детей.
Программа «компьютеризации всей страны» способствовала постоянным переездам семьи юного Стивена (по месту работы отца). Из Цинцинатти (штат Огайо) были переезды в Хэддонфильд (штат Нью-Джерси), Скоттскдейл (штат Аризона), Саратогу (штат Калифорния).
«Мне было меньше 12 лет, но я уже точно знал, что хочу связать свою жизнь с кино». (С.Спилберг).

В 1970 г. Спилберг поступил в Калифорнийский университет, обучение в котором завершил через 33 года (2003 г.), получив диплом бакалавра, будучи уже почётным доктором искусств пяти университетов. Киносъёмкой Спилберг увлёкся с ранних детских лет, сняв в 12 лет свой первый любительский фильм, по собственному сценарию и с актёрами. В 13 лет он выиграл конкурс
40-минутным военным фильмом «Побег в никуда», а в 16 лет снял любительский фильм «Огненный свет» (продолжительность -
140 минут).
Первый принесший Спилбергу всемирную известность фильм «Челюсти» был выпущен в 1975 г. Фильм, снятый за 2 года
до «Звёздных войн», номинировался в конкурсе премии «Оскар», но премию не получил.
С тех пор Спилберг четырежды был отмечен премией «Оскар» (за награждение «Оскаром» голосуют 5 тысяч членов Американской Академии кинематографических искусств и наук!): «Инопланетянин» (фильм получил 4 «0скара»). 1982 г.
«Парк Юрского периода» (7 «Оскаров»). 1993 г.
«Список Шиндлера» (5 «Оскаров»). 1993 г.
«Спасти рядового Райана» (5 «Оскаров»). 1998 г.

Творчество Спилберга отмечено 5-тью премиями «Золотой Глобус», 4-мя премиями Американской Академии фантастики,
премиями Грэмми.
Выпущенные им картины отмечались более, чем в 75 номинациях.
В знак признания кинематографических заслуг королевой Великобритании Елизаветой II Спилберг возведен в звание рыцаря,
ему присвоено «Почётное дворянство» Великобритании.

В мире высоко отмечена роль учреждённой Спилбергом в 1994 г. Общественной организации «Shoa Visual History Foundation», основной целью которой является воспитание толерантности и гуманизма. «Фонд Шоа» («шоа» - на иврите «катастрофа», «бедствие») осуществляет сбор и архивацию видеозаписей исторических свидетельств выживших жертв Холокоста. Фондом собрано более 52 тыс. свидетельств людей из 56 стран мира. Половина этого материала уже переведена в цифровую форму,
чтобы фонд был доступен для осмотра и чтения во всём мире. На основе документальных видеозаписей сняты фильмы
в Польше (Анджей Вайда), России (Павел Чухрай), Аргентине и Венгрии. Во многих странах видеозаписи Фонда используются
в образовательных целях во имя преодоления предрасудков, нетерпимости и фанатизма.

В 2004 г. при содействии «Фонда Шоа» был открыт Итальянский музей Холокоста на вилле «Торлония», которая в течении 18 лет была резиденцией Бенито Муссолини. За заслуги в области увековечивания памяти жертв Холокоста в документальных и художественных кинофильмах президент Италии Карло Адзелино Чампи занёс Спилберга в список кавалеров Большого Креста Республики (2004 г.). В этом же году Спилберг стал лауреатом премии «Daviddi Donatello» (Италия).

С. Спилберг: «Осуществление проекта «Видимая история жертв Шоа» считаю главным достижением в своей карьере.
Этот ужас XX в
ека не должен повториться в XXI веке.
Я горжусь тем, что помог выжившим рассказать миру о нацистском кошмаре».

Уникальный и выдающийся вклад Спилберга в мировое киноискусство недавно отмечен «Фондом Михаила Горбачёва».
Спилбергу присуждена премия «World Awards», которой награждаются «Люди, изменившие мир» (ранее были отмечены
Папа Иоанн Павел П, Пол Маккартни, Джоан Роулинг и др.).

Снятые Спилбергом фильмы входят в тридцатку самых кассовых картин всех времён и народов. Это «Челюсти», «Индиана Джонс
и последний крестовый поход», «Парк Юрского периода», «Затерянный мир», «Спасти рядового Райана». Фильм «Искусственный разум», воплотивший 30-летнюю мечту Стенли Кубрика, стал данью памяти ему.
«Кубрик был моим учителем на протяжении всей моей жизни.
И продолжает им оставаться, поск
ольку я продолжаю смотреть его фильмы».

Спилберг обладает самой дорогой страховкой в мире. 1,2 млрд. дол. - так оценена потеря одной из самых мощных студий мира - кинокомпанией «Dream Works Pictures SKG» (основана Спилбергом в 1994 г.) в случае ухода Спилберга из жизни.
Стивен Спилберг заслужил славу кинематографического гения. Его творчество, воплощающее в себе всё, что миллионы людей
во всём мире любят и ненавидят в голливудском кино, никого не оставляет равнодушным.
Сценарист, режиссёр и продюсер Стивен Спилберг не любит, когда его называют «мэтром»:
«Мэтр, по моему разумению, синоним «канона». Чего-то застывшего».

Сегодня СМИ сообщают о многих скрываемых Спилбергом творческих планах - от съёмки фильма о романтической любви до съёмки самого масштабного фильма ужасов «Город скелетов» (и покупки для этой цели во всех странах мира 20 тысяч скелетов).

У Спилберга есть два главных хобби. Личное и благотворительное. Он собирает истории про пришельцев и... скупает на аукционах заветные статуэтки «Оскара».
Скупает для того, чтобы передавать их в музей Американской Академии кинематографических искусств и наук.
В разные годы им были приобретены три статуэтки - вручённую Бетти Дзвис за роль в фильме «Изабель» (приобретена за 578 тыс. дол.), вручённые Кларку Гейблу за роль в фильме «Это случилось однажды ночью» (607 тыс. дол.) и Бетти Дэвис за роль в фильме «Опасный» (180 тыс. дол.).

Европейским интерклубом ДОМ ДЕРИБАСА (штаб-квартира - Берлин) Стивену Спилбергу присуждена Международная Дерибасовской премии (в номинации «Одесские генетические корни»). Премия в этой номинации присуждается за высокое профессиональное мастерство, выдающийся общественный вклад и достижение мировой известности, которые по глубокому убеждению одесситов явились следствием счастливого случая - рождения лауреата или его предков в Одессе и унаследования лауреатом одесских генов.

С использованием материалов
отечественной и зарубежной прессы.

Берлин, Июнь 2004 г.

Стивен Спилберг впервые на Украине

В октябре 2006 г. Стивен Спилберг впервые посетил Украину для принятия участия в презентации полнометражного документального фильма "Назови своё имя", посвящённого Холокосту.
Первыми его словами в аэропорту были: «Наконец я на Родине!» //Смотри также http://od.vgorode.ua/news/9/90036/
Стивен Спилберг активно поддерживает проекты по исследованию истории Холокоста, являясь основателем Фонда «Шоа».
Продюсерами фильма «Назови своё имя» выступили Стивен Спилберг и с украинской стороны – бизнесмен меценат Виктор Пинчук, зять вице-президента Украины Леонида Кучмы.
Режиссёр фильма – известный украинский документалист Сергей Буковский.
Фильм создан на основе документальных свидетельств о зверствах нацистов.

СТИВЕН СПИЛБЕРГ УДОСТОЕН ВТОРОЙ ОДЕССКОЙ НАГРАДЫ

За выдающийся личный вклад в развитие мирового кинематографа, утверждение высоких гуманистических идеалов и укрепление дружеских отношений между народами Украины и Соединённых Штатов Америки
Стивен Спилберг награждён Почётным знаком Одесского городского головы «За заслуги перед городом».

От имени мэрии Одессы награду Стивену Спилбергу в Киеве вручил начальник Управления по вопросам культуры
и искусства Одесского горсовета Роман Бродавко.

Это вторая одесская награда режиссёра (после Международной Дерибасовской премии, 2004 г.).

Октябрь 2006 г.

Стивен Спилберг – американский режиссер, обладатель четырех премий «Оскар». «Список Шиндлера» , серия «Индиана Джонс», «Спасти рядового Райана», «Инопланетянин» – главные картины в его фильмографии. За годы в Голливуде Постановщик показал себя как универсал, способный работать в разных жанрах на неизменно высоком уровне.

Ранние годы

Стивен Аллан Спилберг родился в Цинциннати, Огайо, 18 декабря 1946 года. В семье инженера Арнольда и пианистки Леи воспитывались еще трое детей: дочери Энн, Нэнси и Сьюзен. Бабушки и дедушки родителей режиссера – евреи, выходцы из Российской империи.


Спилберги несколько раз переезжали из-за работы главы семейства, тогда как мама Стивена отказалась от карьеры, посвятив себя домашним обязанностям. Когда Стивен пошел в школу в Фениксе, он впервые столкнулся с антисемитизмом. Дети травили его за то, что он еврей. Насмешки и даже побои продолжались вплоть до старших классов.


Тема антисемитизма по-прежнему волнует режиссера; в юные годы он полагал, что с годами это явление канет в Лету, однако в выступлении 2016 года Спилберг посетовал на то, что антисемитизм вновь набирает обороты.


Отвлекаться от проблем со сверстниками Стивену помогало вступление в скауты в 1958 году. Тогда же он получил в подарок камеру и начал снимать короткометражки, привлекая к процессу сестер, родителей и немногочисленных друзей. В 13 лет Стивен принять участие в местном киноконкурсе. Он представил на суд зрителей картину «Побег в никуда».

В старшим классам Спилберг подкопил денег, попросил финансовой помощи у отца и приступил к работе над любительской лентой «Пламя страсти» (1964), которая обошлась юному режиссеру в 500 долларов. Финальную версию показали в одном из кинотеатров города. На сеансе присутствовали родственники и знакомые. Вырученные за билеты деньги окупили производство.


Еще до того, как Спилберг окончил школу, его родители развелись. Выбирая, с кем жить, Стивен предпочел перебраться в Лос-Анджелес с отцом, так как планировал поступать в киношколу. Низкие оценки не позволили стать студентом Университета Южной Калифорнии. С Университетом Лонг-Бич повезло куда больше: Спилберга зачислили, и он очень быстро вписался в здешнее сообщество, даже присоединился к братству. Правда, уже в 1969 году с кампусом предстояло попрощаться. Стивена взяли в Universal Studios на стажировку, а потом оценили его короткометражку и предложили долгосрочный режиссерский контракт.

Карьера: режиссер и продюсер

После того как Спилберга заметили студийные боссы, его карьера стартовала довольно уверенно. Уже в зрелом возрасте режиссер объяснял свою любовь к сказочным историям тем, что его собственный путь напоминает историю Золушки.


Первая самостоятельная работа Стивена для телевидения – съемки одной из серий «Коломбо» в 1971 году. Дебют постановщика на большом экране – «Шугарлендский экспресс» (1974) с Голди Хоун . За сценарий к нему Спилберг получил награду в Каннах, а также претендовал на Золотую пальмовую ветвь, но приз достался «Разговору» Фрэнсиса Форда Копполы .


Разговоры о таланте Стивена, об умении грамотно расставить акценты в любой истории не утихали в закулисье киномира. Но настоящая зрительская любовь к нему пришла после фильма про белую акулу, которая держит в страхе округу – «Челюсти» (1975) . Картина первой в истории преодолела 100-миллионную отметку в прокате. Признание развязало Спилбергу руки и дало возможность выбирать следующий сценарий без давления. Он остановился на «Близких контактах третьей степени» (1977), развивая уже давно интересующую тему внеземных цивилизаций. Режиссер получил за нее свою первую номинацию на «Оскар».


Еще через несколько проектов Стивен добрался до приключенческого жанра, презентовав «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега» (1981). По признанию мэтра, многое здесь держалось на харизме исполнителя главной роли Харрисона Форда .

«Индиана Джонс» - трейлер

Еще одна визитная карточка в фильмографии постановщика – «Инопланетянин» (1982). В Голливуде есть шуточное правило – не работать с детьми и животными. Постановщик не побоялся его нарушить, поставив в центре повествования не только милого пришельца, но и совсем маленькую Дрю Бэрримор , крестным отцом которой является Спилберг.


В 1984 году на экраны вышел «Индиана Джонс и Храм судьбы». Стивен все больше внимания уделял продюсерской деятельности, выбирая разноплановые проекты. С разницей примерно в год появись «Гремлины» (1984) и «Назад в будущее» (1985) с его именем в титрах в списке продюсеров. Они стали настоящими хитами. Шесть номинаций на «Оскар» в разные годы так и оставили Спилберга за бортом списка лауреатов, но Киноакадемия должна была как-то компенсировать такую несправедливость. В 1987 постановщику вручили «Премию имени Ирвинга Тальберга». Стивену в равной степени удавалось поразить зрителей в самое сердце драматическими историями, основанными на реальных событиях, и фантастическими сюжетами. Поэтому статуэтка за вклад в развитие кинематографа – объективная оценка его работы.

«Гремлины» - трейлер

Из-за крайней занятости с «Индианой Джонсом и последним крестовый походом» (1989) ему пришлось отказаться от «Человек дождя» (1988) с Томом Крузом и Дастином Хоффманом . Это единственная упущенная возможность за всю карьеру, о которой постановщик жалеет. По его признанию, его коллега Барри Левинсон проделал впечатляющую работу и сотворил шедевр.

Настала пора опять окунуться в мир вымыслов и захватывающих историй, поэтому Стивен подписался на ремейк из вселенной Питера Пэна «Капитан Крюк» (1991), а потом привел динозавров к людям в «Парке Юрского периода» (1993).

Трейлер фильма «Парк Юрского периода»

В том же году вышла драма «Список Шиндлера» (1993) с Лиамом Нисоном в главной роли. Пронзительный сюжет о войне и непростой доле евреев очень близок Спилбергу. Фильм принес постановщику сразу два «Оскара». Почти весь гонорар режиссер потратил на создание фонда, изучающего Холокост.


После перерыва постановщик вернулся к полюбившемуся приключению с динозаврами – «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир (1997), а также поговорил со зрителем о рабстве в «Амистаде» (1997). Кроме того, ему понравилась идея «Людей в черном» (1997), и Спилберг присоединился к проекту в качестве продюсера. Третий «Оскар» не заставил себя долго ждать, статуэтку Стивену принесла военная драма о попытке отряда солдат вернуть матери последнего оставшегося в живых сына – «Спасти рядового Райана» (1998). С этого момента началось продолжающееся долгие годы сотрудничество режиссера с Томом Хэнксом .

«Люди в чёрном» - трейлер

Успехи в карьере выражались не только в наградах и увеличении числа поклонников. Его фамилия в титрах стала гарантией повышенного общественного интереса. В 1998 году Спилберга официально признали самым богатым представителем шоу-бизнеса с состоянием в более чем 300 миллионов. Он неоднократно обновлял этот рекорд в дальнейшем.

Стивен ненадолго законсервировал «Особое мнение» (2002). Ему требовалось время, чтобы закончить проект умершего Стэнли Кубрика «Искусственный разум» (2001).

«Искусственный разум» - трейлер

Считается, что снимать «Поймай меня, если сможешь» (2002) постановщику предложил Леонардо ДиКаприо . Вторую ведущую роль взял на себя Том Хэнкс . Он же воплотил в жизнь образ доброжелательного иностранца, вынужденного жить в аэропорту, из «Терминала» (2004).


По словам Спилберга, лично заниматься кастингом для него большое удовольствие. Неудивительно, что в его фильмах часто можно встретить уже знакомые по предыдущим фильмам режиссера лица. Вот и в «Войне миров» (2005) – вольной экранизации произведения Герберта Уэллса, сыграл Том Круз.


До конца нулевых Спилберг снял только «Мюнхен» (2005) и «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008), который приняли значительно хуже предыдущих частей. Это выразилось в сборах и зрительских оценках на ведущих ресурсах в сети.

После перерыва вернуться в строй режиссер предпочел с анимацией «Приключения Тинтина: Тайна Единорога» (2011) и экранизацией романа Майкла Морпурго «Боевой конь» (2011). Во время съемок, не желая использовать графику, Спилберг с командой отобрал 14 лошадей разного возраста, чтобы они исполнили роль жеребца Джоуи в разные периоды его жизни.

Как снимает Стивен Спилберг

Помимо «Линкольна» (2012) Стивен вновь много времени уделял продюсированию. Все проекты под его началом так или иначе выходили заметными. С Марком Райлэнсом Спилберг хотел поработать со времен «Империи солнца», но тот, будучи театральным актером, отдал предпочтение постановке «Гамлета». Они встретились только в «Шпионском мосту» (2015), и оба остались довольны сотрудничеством.

В перезапуске франшизы «Мир Юрского периода» (2015) Стивен доверил пост режиссера Колину Треворроу, ранее снимавшему малобюджетные фильмы. Он справился с задачей на отлично, и серия получила второе дыхание.


«Большой и добрый великан» (2016) был оценен неоднозначно. Это подтвердило слова режиссера о неумении прогнозировать успех. Он тщательно подбирал актеров дубляжа, в том числе и для озвучки в других странах.

Почти одновременно Спилберг работал над двумя очень разными лентами: «Секретное досье» (2017) и «Первому игроку приготовиться» (2018). От фантастики он не хотел отказываться, так как жанр ему очень близок, обилие графики и спецэффектов зашкаливало, а политическую драму посчитал общественно важной.

«Первому игроку приготовиться» - трейлер

В «Секретном досье» очень сильный сценарий: режиссер против импровизации на съемочной площадке и любит четко следовать написанному. В период Уотергейта Стивен не интересовался политикой, поэтому уже в зрелом возрасте решил компенсировать те упущения. Он впервые поработал с Мерил Стрип , хотя они и были знакомы прежде. Говорил, что робел перед встречей и боялся сказать лишнее. Актриса же думала увидеть перед собой тирана, а встретила открытого человека, любящего корпеть над деталями, поэтому они быстро сошлись во взглядах.

Личная жизнь Стивена Спилберга

С первой женой Эми Ирвинг режиссер познакомился во время поиска актрисы для «Близких контактов третьей степени» (1977). С первой же встречи он влюбился. Эми была моложе героини и не подходила на роль, однако они со Стивеном продолжили встречаться, несмотря на отказ.


Их отношения складывались удачно, и только карьерные амбиции заставили Ирвинг поставить точку: она хотела добиться успеха самостоятельно, а не быть подружкой известного постановщика. Впрочем, после перерыва парочка возобновила отношения. У них родился сын Макс Сэмюель, а официальный брак продлился с 1985 по 1989 год.


Второй раз под венец Спилберг отправился в 1991 году с актрисой Кейт Кэпшоу. Они встретились еще во время совместной работы над фильмом «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984). Роман же начался значительно позднее. Кейт постепенно отдалилась от кинематографа и сосредоточилась на домашних делах. В семье Кейт и Стивена шестеро детей, как родные, так и приемные: Джессика, Тео, Саша, Сойер, Дестри, Микаэла.


К кинобизнесу имеют отношения некоторые родственники постановщика. Его сестра Энн номинировалась на «Оскар» и получила «Сатурн» за сценарий к фильму Пенни Маршалл «Большой» (1988). Несмотря на такой оглушительный успех в первой же полнометражной картине, она больше не писала для кино.

Вторая сестра Нэнси занимается продюсированием документальных лент, а падчерица Джессика выбрала актерскую стезю и наиболее известна по сериалу «Анатомия страсти» (2005) Шонды Раймс. Другие дети тоже пробуют себя на съемочной площадке и на сцене.

Стивен Спилберг сейчас

В списке потенциальных проектов Спилберга и тех, что уже находятся в разработке, не менее пары десятков фильмов и сериалов. К примеру, по данным некоторых СМИ, Стивен вместе со сценаристом Аароном Соркиным займется созданием ленты «Суд над Чикагской семеркой», основанной на реальных событиях. Сюжет расскажет о группе левых радикалов, представших перед судом за устроенный бунт. Роль главного действующего лица – Эбби Хоффмана – предварительно закреплена за Сашей Бароном Коэном и другими актерами класса «А», а также несколько сериалов, которые выйдут на экранах в ближайший год. Обязанности продюсера Спилберга не тяготят, а вот от режиссуры он взял перерыв не менее чем до 2021 года, когда должна появиться очередная часть «Индианы Джонса».


Спилберг с позиции человека, прошедшего через многое в Голливуде нередко высказывается об индустрии и пробует предсказать ее дальнейшее развитие. Так, к примеру, он считает, что картины, побывавшие в прокате условно и созданные для потоковых сервисов, не могут претендовать на награды вроде «Оскара». К тому же, по мнению постановщика, налицо снижение количества желающих бороться за финансирование студий и награды независимых фестивалей: новые авторы и режиссеры больше тяготеют к работе с тем же «Netflix». Сам Спилберг, напротив, готов рисковать и снимать фильмы для проката с небольшим бюджетом.

Стивен Спилберг – легенда мирового кинематографа, талантливый и яркий режиссер, успешный продюсер, родился 18.12.1946 года в американском штате Огайо, г. Цинцинатти.

Детство

Семья Спилберга была необычной. Его отец, талантливый инженер и математик стоял у истоков развития программирования. Мать полностью посвятила себя детям, которых в семье родилось четверо. Она без сожаления отказалась от музыкальной карьеры, хотя и была очень талантливой пианисткой.

В детстве

Сам же Стивен унаследовал от родителей самые лучшие качества. От матери – любовь к прекрасному и выраженные творческие способности. От отца – усидчивость и способность построить четкий план для достижения цели и реализовать его. К тому же Стивен был единственным мальчиком в семье – у него было три сестры, о которых отец с раннего детства приучал его заботиться.

В 50-е годы в Штатах были особенно сильны антисемитские настроения, сохранившиеся еще со времен Второй Мировой войны. В школе Стивен часто становился объектом травли и насмешек из-за своих еврейских корней. Но, к счастью, дом был для него оазисом покоя и благополучия – мать и сестры окружали его любовью и заботой, а с отцом он мог поговорить абсолютно на любые темы.

С ранних лет самым большим увлечением Стивена было кино. Причем он всегда мечтал именно делать кино, а не просто быть актером. Родители настолько прониклись его мечтой, что на десятый день рождения они подарили ему небольшую кинокамеру. Это и предопределило весь жизненный путь будущей знаменитости.

Целыми днями он бегал с камерой и снимал любительские фильмы. В основном это были примитивные ужастики и кровавыми сценами, для которых использовался вишневый или томатный сок. Роли Стивен раздавал всем родственникам, знакомым, друзьям и собственным сестрам.

Нередко ему доставалось за то, что он слишком усердствовал в стремлении к реализму. Однажды он чуть было не сжег дом, подпалив шторы для съемок сцены из своей новой короткометражки о военных событиях. К счастью, огонь вовремя смогли потушить. Тем не менее уже очень скоро мальчику удалось добиться первого признания.

Мало кто может похвастаться тем, что в 12-летнем возрасте он получил свой первый кинематографический приз. Стивену достался Гран-При юношеского фестиваля, который проходил в Калифорнии, где мальчик в то время учился. Тогда родители окончательно поверили в то, что их сына ждет блестящее будущее.

Начало карьеры

Естественно, у мальчика, наблюдавшего мир через окошко видоискателя и постоянно придумывавшего сюжеты для новых фильмов, не было ни единого шанса нормально закончить школу. Родители постоянно возмущались по этому поводу.

А отец даже несколько раз грозил отобрать у него камеру насовсем, если он не получит аттестата. Кое-как Стивен все же сдал выпускные экзамены, но оценки явно оставляли желать лучшего.

Поступать Спилберг решил на режиссерское отделение Калифорнийской киношколы, но два года подряд его работы были подвергнуты жестокой критике, а ему самому был вынесен жесткий вердикт – «бездарность». Тем не менее у него и в мыслях не было отказаться от своей мечты. Он продолжал снимать, а деньги зарабатывал маляром на стройке.

Понимая, что сыну действительно нужна поддержка, родители приняли решение всячески помогать ему и профинансировали создание нового шедевра. Фантастический фильм «Небесные огни», на создание которого ушло несколько месяцев и всего 600 долларов, был снят и смонтирован в домашних условиях.

Мама терпеливо принимала дома и кормила обедами всю съемочную группу, а отец помогал проектировать и собирать декорации.

Фильм показали в местном кинотеатре и он довольно тепло был принят зрителями. Это дало возможность Стивену еще больше поверить в собственные силы. По совету отца он поступает в технический колледж, чтобы приобрести базовую специальность и иметь возможность нормально зарабатывать, пока его талант найдет признание.

Там он и снимает фильм, давший ему путевку в мир профессионального кино.

Короткометражку «Эмблин» посмотрел один из продюсеров стремительно набиравшей обороты компании Universal. Он познакомился с молодым режиссером и предложил ему пробный контракт на один эпизод в сериале «Ночная галерея». Парень прекрасно справился со своей задачей, и следующей его работой был сериал «Коломбо», который пользовался огромной популярностью.

А в 1971 году 23-летний Спилберг снимает свою дебютную полнометражку – малобюджетный триллер «Дуэль», основанный на реальной истории, пережитой сценаристом фильма. Созданный как телевизионная версия, фильм получился таким успешным, что его несколько доработали и выпустили на большие экраны.

Таким образом с творчеством молодого режиссера смогли познакомиться зрители не только Америки, но и Европы.

Следующей работой Спилберга стала психологическая драма, снова основанная на реально происходившей в 1969 году истории «Шугарлендский экспресс». Удачный актерский состав, точность и емкость детально продуманных эпизодов принесли фильму огромный успех и благоприятные отзывы даже самых влиятельных кинокритиков. Так к Спилбергу пришло признание его несомненного таланта.

Успех

Но настоящий триумф и мировую славу принес Спилбергу триллер «Челюсти», снятый в 1975 году. История противостояния людей и гигантской акулы-людоеда, снятая со множеством спецэффектов, стала классикой мирового кино и одним из самых кассовых фильмов в истории.

Он принес огромную прибыль своим создателям даже несмотря на то, что бюджет несколько раз увеличивался в процессе съемок.

Самому Спилбергу во время работы очень пригодились те подростковые навыки, которые он приобрел, монтируя самостоятельно декорации. Создать такую механическую акулу, которая правдоподобно смотрелась бы в кадре и могла бы нормально перемещаться в воде, никак не удавалось.

И тогда Спилберг решил использовать приемы Хичкока, и только с помощью музыки и игры света и теней давать зрителю почувствовать присутствие животного. Это сделало фильм еще более страшным и выразительным.

Многообразие использованных приемов и очень натуральные съемки и были ключом к феноменальному успеху картины. Она получила сразу несколько престижных наград, в том числе три Оскара – за монтаж, музыку и звук. Лента была номинирована как лучший фильм, но этот приз ей не достался.

Но для Спилберга это уже был оглушительный успех. Впоследствии были отсняты еще три части картины, но они не могли конкурировать с первой серией, хотя и принесли режиссеру солидные гонорары.

В 1979 году Спилбергу, которого с раннего детства волновала тема инопланетного разума, все же удалось реализовать на большом экране свою детскую мечту и снять фильм «Близкие контакты третьей степени», повествующий о встречах землян с пришельцами.

Собирая материал к фильму, Стивен исколесил почти всю Америку, беседуя с людьми, пережившими подобный опыт. Он и лег в основу фильма, который получился очень впечатляющим.

К инопланетной теме Спилберг возвращался еще дважды – в 1982 году зрители увидели версию дружественного контакта мальчика и пришельца в ленте «Инопланетянин», где главную роль сыграл Генри Томас младший.

А в 2005 триумфально прошествовала по мировым экранам фантастический блокбастер «Война миров» с впечатляющими спецэффектами и бюджетом 132 млн. долларов. Кассовый сбор составил более полумиллиарда долларов.

Среди самых известных картин Спилберга фильмы о приключениях Индианы Джонса, фантастическая сага о динозаврах «Парк Юрского Периода», он принимал непосредственное участие в создании мини-сериала «Назад в будущее».

Вообще фантастические фильмы – это конек режиссера. Но не менее великолепно ему удаются приключения, психологические триллеры, детективы и драмы. На сегодняшний день в фильмографии режиссера более полусотни работ.

Личная жизнь

В юности Спилберга настолько захватил мир кино, что он и не помышлял о серьезных отношениях. Так что его первым настоящим увлечением стала актриса Эми Виргин, с которой он познакомился вскоре после завершения работы над «Челюстями» на одной из светских тусовок. Вспыхнул страстный роман, который продлился почти три года, но из-за измены Эми они расстались.

Впрочем, первые сильные чувства забыть нелегко и через несколько лет они снова начали жить вместе, а вскоре состоялась пышная свадьба, после которой в семье родился сын Макс Сэмюэл. Увы, и на этот раз отношения не сложились. Через 4 года после появления наследника они официально развелись.

На этот раз в измене супруга обвинила уже Эми. Бракоразводный процесс длился много месяцев, но в итоге Эми удалось отвоевать баснословную компенсацию в 100 млн. долларов.

Обвинения экс-супруги были небезосновательными. Действительно, еще с середины 80-х у Спилберга были близкие отношения с актрисой, снимавшейся во второй части о приключениях Индианы Джонса Кейт Кэпшоу. А через год после развода Спилберга она родила ему дочь Сашу. В 1991 пара Кейт стала официальной супругой известного режиссера.

С Кейт Кэпшоу

После брака в семье появилось на свет еще двое детей, но всего их оказалось семеро. У Кейт была старшая дочь и усыновленный мальчик, Спилберг забрал сына от первой супруги к себе, а в 1996 году они уже совместно удочерили девочку. Сейчас это большая дружная семья, все дети в которой в прекрасных отношениях между собой и с родителями, и связаны так или иначе с миром искусства.

Виктория ГРАБОВСКАЯ

Почему мама не повела Стивена к психоаналитику

Инженер Арнольд Спилберг и пианистка Леа Познер (Адлер – фамилия ее второго мужа) со своими детьми – дочерьми Нэнси, Сьюзен, Энн и сыном Стивеном – жили в Цинциннати, штат Огайо, были примерной семьей и вели образ жизни, подобающий заурядной американской ячейке общества. Но соседи почему-то недолюбливали Спилбергов. Может, потому, что они были чуть ли не единственными в округе евреями.

Еще больше одноклассники недолюбливали их сына Стивена, обладателя, скажем прямо, не самой привлекательной внешности – он был худым и прыщавым подростком с замедленными реакциями. «Что такое антисемитизм, я впервые узнал, когда пошел в школу, – вспоминал Спилберг. – Это когда целой ватагой бьют одного, и только за то, что он – еврей».

Не удивительно, что в классе Стивен был «мальчиком для битья». С уроков домой он возвращался окольными путями, чтобы не попасться на глаза рослым балбесам из футбольной команды, ведь от них и фингал под глаз недолго получить.

Школа была для него сущей «Голгофой», особенно после истории, случившейся на уроке физкультуры.

Весь класс бежал кросс, и Стивен, не выделявшийся выдающимися физическими данными, финишировал последним вместе с одноклассником-олигофреном. Эти несколько метров до финиша он не забудет никогда: все школьники подбадривали умственно отсталого бегуна, а вдогонку Стивену неслись лишь свист и улюлюканье...

Но стоило мальчику открыть двери собственного дома, как он окунался в море, нет, в океан любви. Родители, особенно мама, позволяли ему практически все. Они воспринимали и любили его таким, каким он был, не пытались его перевоспитывать, не ломали характер, уважали чувства и свободу своего ребенка, и главное – были снисходительными. Но видел Бог: чтобы терпеть выходки Стивена, надо было обладать выдержкой дрессировщика диких обезьян из лесов Бразилии...

Леа никак не могла найти женщину, согласившуюся бы работать у них няней. «Никто не хотел, чтобы мы уходили из дому без Стивена. Задолго до появления «Гремлинов» он уже был мастером по созданию ужасов», – вспоминала мама. Самый «ужасный ужас» творился у него в комнате. На полу валялось столько мусора, что при желании там можно было выращивать грибы. А когда из аквариума сбежала ящерица, то ее нашли только через... три года. Леа лишь раз в неделю заглядывала в комнату сына, брала грязное белье и тут же захлопывала дверь. Иная мать на месте Леи устроила бы своему чаду такую взбучку, что он вмиг образумился бы! Вы слышали что-нибудь о сыне той женщины?.. А Спилберг в рейтинге самых богатых людей шоу-бизнеса неизменно занимает первое место.

Леа как-то пошутила: если бы она хоть немного разбиралась в воспитании, то повела бы сына к психоаналитику. «Но тогда не появился бы фильм «Е.Т.», – считает она. Хотя показать Стивена специалисту все-таки стоило. Особенно после того, как он открутил голову кукле сестры и пристроил ее на грядке с салатом. С девочкой случилась истерика. Другая сестра на год лишилась дара речи, когда братец пробрался ночью к ней под окно и жутким голосом начал шептать: «Я – луна-а-а! Я – луна-а-а!»

Надо ли говорить, что, кроме папы и мамы, никому и в голову не пришла бы мысль назвать Стивена симпатичным мальчуганом. А как его ненавидели соседи! Согласитесь, у мальчика были серьезные проблемы... Но ему повезло с родителями, которые преподали сыну не один урок «школы выживания»: «Если тебя обидели, найди способ отстоять свою честь. Будь умнее, изворотливее, удачливее своего обидчика. Ты не умеешь быстро бегать, зато у тебя незаурядное воображение, потрясающая фантазия. Пускай она станет твоим оружием».

Осталось найти способ применить это «оружие» в мирных целях. Кстати, образы, рожденные фантазией Стивена, не всегда были такими уж безобидными. Для ненавистных соседей он придумывал страшные наказания, по сравнению с которыми геенна огненная могла показаться райскими кущами. К счастью, ему не удалось реализовать план мести. Но окна особо противных соседей он все-таки намазал арахисовым маслом.

Кто знает, кем бы стал мальчик, если бы не история о том, как...

Отец подарил Стивену кинокамеру

Когда маленького Стивена впервые привели в кинотеатр, он как завороженный глядела на экран в полной уверенности, что герои фильма – семь гномов и Белоснежка – живут где-то в ближайшем лесу и в любой момент к ним можно зайти на чашку чая. Каково же было его разочарование, когда взрослые объяснили, что Белоснежка – всего лишь фантазия режиссера...

Прошло несколько лет, и родители на день рождения подарили Стивену кинокамеру. Самую что ни на есть настоящую. Теперь Стивен мог снимать все, что хотел: как мама моет посуду, как сестра учит уроки, как сосед, спрятавшись в саду от жены, втихаря пьет виски.

Дальше – больше. Стивен сам придумывал свой мир, а потом запечатлевал его на пленке. В этом мире он был самым умным и красивым, у него было много друзей, его понимали и любили, а папа и мама никогда не ссорились...

Родители Стивена к тому времени были на грани развода (в итоге они развелись), но жили вместе, чтобы не травмировать детей. «Моим ответом им было бегство в мир воображения, чтобы наконец кончики моих нервов перестали кричать и плакать: папа, мама, почему вы расстались и оставили нас одних? Я мечтал улететь в космос либо чтобы космос вошел в меня», – вспоминал будущий создатель «Близких контактов третьей степени» и «Искусственного разума».

Именно по настоянию отца Стивен посвятил один из своих первых фильмов Второй мировой войне. Сценарий писали всей семьей, а главным консультантом был отец, прошедший войну. Потом дружно делали декорации. Но съемки откладывались – не было денег на пленку. Думаете, родители выложили необходимые 150 долларов на кинонужды сына? Вовсе нет. Они предложили Стивену самому позаботиться о финансировании. Мальчик тщательно рассчитал бюджет, сделал монтажный план фильма, исключил ненужные сцены. Сумма сократилась до 50 долларов. Но и эти деньги родители не спешили дарить сыну. Тогда Стивен подрядился красить забор соседям. Так было положено начало миллиардному состоянию!

Леа вспоминала, что Стивен, увлекшись каким-то новым делом, так и не докрасил тот забор, поэтому заканчивать работу пришлось ей. Надо отдать должное Лее: она целиком и полностью содействовала сыну в реализации его безумных идей.

Как-то Стивен решил снять фантастический фильм о том, как нечто ужасное просачивается из кухонных шкафов. Съемки проходили в кухне Спилбергов, и Леа была ответственной за организацию спецэффектов. Она купила в супермаркете 30 банок консервированных вишен и варила их до тех пор, пока те не взорвались и не забрызгали все помещение. «После этого в течение нескольких лет у меня появилась привычка каждое утро приходить в кухню и оттирать шкафы от вишни», – признавалась мама кинорежиссера.

Однако Стивена нельзя было назвать безнадежным романтиком и бессребреником, создающим искусство ради искусства. Весь кинопроцесс у него был поставлен на бизнес-рельсы. Стивен рассуждал так: зачем снимать фильмы, которые никто никогда не увидит? У фильма должны быть зрители, а зрители обязаны платить деньги, и на эти деньги режиссер будет снимать следующий фильм. Ну и оставлять пару долларов на мороженое...

Вскоре в гостиной у Спилбергов был устроен просмотровый зал, где на папином кинопроекторе крутили не только «шедевры» Стивена, но и фильмы, взятые из местного проката. Сестра продавала билеты по 25 центов, а в перерывах между сеансами домочадцы «угощали» зрителей поп-корном по 10 центов за пакетик. От желающих побывать в «кинотеатре Спилбергов» не было отбоя. И одноклассники Стивена, и соседи платили центы за его «искусство». И не только платили, но и принимали активное участие в съемках.

Для одного из фильмов Спилбергу понадобилось 75 человек массовки. Юный режиссер пригласил учеников трех классов, и все согласились. «Когда я показал всему этому войску скаутов отснятый фильм, ребята были в восторге. Они стали аплодировать и подняли невероятный шум. В эту минуту я понял, чем должен заниматься всю оставшуюся жизнь», – вспоминал Спилберг.

Тогда он еще не знал, что впереди его ждет много увлекательных историй, и одна из них о том, как...

Стивен купил маме телевизор

Иногда складывается впечатление, что Стивен Спилберг заранее спланировал свою карьеру, написал ее «сценарий» и методично «проигрывал» заготовленный текст. Бывало, некоторые «персонажи» его сценария отказывались играть свои роли. Но спустя время все равно соглашались. Они просто не знали, что Спилбергу невозможно сказать «нет». «Так или иначе, он всегда получает то, что хочет», – считает мама режиссера.

Судите сами. В восемнадцать лет Стивен решил устроиться на солидную киностудию в Голливуде, к примеру, на «Юниверсал». Но для этого ему надо было предоставить свою картину. Чтобы снять фильм, нужны деньги. Спилберг уговорил своего богатого приятеля профинансировать проект. И не сомневайтесь: он снял такой фильм, что директор студии сразу же подписал с ним контракт. Не зря киномагнат Ричард Занук говорил о Спилберге: «Похоже, он родился режиссером и с молоком матери впитал в себя все знания о кино».

Кстати, о матери. Со своего первого гонорара Стивен купил ей телевизор. Когда в 1975 году он снял триллер «Челюсти», ставший одним из самых кассовых фильмов за всю историю американского кино, он мог уже подарить маме целую фабрику по производству телевизоров. А на деньги, полученные в 1993 году за прокат картины «Парк Юрского периода», Спилберг мог из золота отлить ей телевизор величиной с теленка (только в первый уик-энд проката фильм собрал более 50 миллионов долларов при бюджете 80 миллионов, а в течение последующей недели перешагнул 100-миллионный рубеж).

Спилберг поймал за хвост не только «золотого теленка», но и сумел перевернуть сознание американского зрителя. Выход на экраны в 1977 году его фильма «Близкие контакты третьей степени» совпал с настоящим технократическим бумом: появились первый видеоклип и первый персональный компьютер, была зарегистрирована первая серьезная распродажа видеотехники. Телевидение глубоко засело в мозгах американцев: сериалы, викторины, игры, шоу заменили воскресные походы в кинотеатр.

Спилбергу удалось вернуть зрителя в кинозалы. Ему было чем завлечь туда людей. В фильмах Спилберга фантастика перемежалась с реальностью: НЛО воспринимались столь же реально, как автомобиль новой марки, а о маленьком инопланетянине можно было заботиться так же, как о бездомной собаке.

Но Спилберг не был бы Спилбергом, если бы его интересовал только творческий аспект. Его фильмы были прежде всего зрелищными, запрограммированными на успех и занимали первые места в списке самых кассовых лент. Парадоксально, но факт: чем успешнее в прокате была картина Спилберга, тем язвительнее становились выпады критиков. Режиссера обвиняли в несерьезности, наивности, увлечении спецэффектами, будто его фильмам не хватает глубины, а героям – реальных черт.

Его фильмы каждый раз номинировались на «Оскар», но получали его только за технические достижения. Спилберг, боясь самоповторов, обратился к жанру психологической драмы, но не снискал на этой ниве успеха. Фильм «Цвет лиловый» называли самым неудачным за всю историю «Оскара». Номинированный на 11 статуэток, он не получил ни одной.

«Наверное, это расплата за успех, – считает режиссер. – Вообще-то, в Америке принято уважать тех, кто добился многого исключительно трудом и талантом, но я, очевидно, перегнул палку. Хотя мне этого не понять: неужели кому-то трудно примириться с тем, что я заработал миллиард, доставляя зрителям удовольствие, – заработал честно, никого не грабя и не обманывая?»

Вы же помните, что говорила мама Стивена? Никто не может сказать ее сыну «нет». Вот и академики ломались-ломались и таки дали Спилбергу главные «Оскары». Но чтобы заслужить премии, режиссеру пришлось снять в 1994 году «Список Шиндлера» («Оскар» лучшему режиссеру и лучшему продюсеру), а спустя пять лет – картину «Спасая рядового Райана» (приз за лучшую режиссуру). Оба фильма были посвящены событиям Второй мировой войны.

Разумеется, мама разделила со Стивеном радость победы. Но не только Леа волновалась за него на торжественной церемонии. Рядом со Спилбергом была его верная супруга Кэйт Кэпшоу. Впрочем, это совсем другая история – о том, как...

Стивен загубил кинокарьеры своих жен

У Спилберга было две жены. Хотя почему было? Вторая – на месте. И занимает она это место благодаря тому, что в свое время произвела хорошее впечатление на Леа. А вот первая жена Стивена – Эми Ирвинг – не могла похвастаться хорошим расположением матери мужа...

Стивен и Эми познакомились в 1976 года съемках фильма Брайана де Пальмы «Кэрри». Стивен, будучи приятелем режиссера, приходил к нему по-свойски, поболтать о том о сем и рассказать, как продвигаются съемки его «Близких контактов...» По словам Брайана, режиссер и актриса полюбили друг друга с первого взгляда, и у них завязался роман.

Стивен не спешил официально оформлять отношения – видимо, мамин вердикт имел решающее значение. Тем не менее, спустя несколько лет (к тому времени Спилберг уже был миллиардером) они поженились. Эми родила сына Макса. Но счастья в этом браке не было...

Эми не переставала грезить о карьере актрисы. Она надеялась, что влиятельный и богатый муж составит ей протекцию. Однако Стивен не торопился. Брак интересовал его в совершенно ином аспекте. Уже после развода Эми признавалась, что рядом со Стивеном чувствовала себя подопытной мышью. Он повсюду ходил с маленьким блокнотиком, периодически делая какие-то записи. Эми не покидало ощущение, что муж заносил туда пометки об особенностях ее поведения. Еще Спилберг любил запираться в комнате со странными статуэтками, напоминающими индейских божков, и голосом обиженного ребенка жаловался им на неудавшийся брак.

В конце концов они расстались. Но Эми не собиралась уходить от мужа с пустыми руками. В то время у Спилберга возник роман с актрисой Кэйт Кэпшоу снимавшейся в его фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы». Эми воспользовалась этой ситуацией и потребовала 650 миллионов долларов – половину состояния мужа на тот момент. Суд посчитал, что экс-жена обойдется и 150 миллионами. На том и разошлись...

Брак с Кэйт оказался куда удачнее. Если не считать того, что Кэпшоу пришлось отказаться от кинокарьеры и сосредоточиться исключительно на семье. Она приняла иудейство и нашла общий язык с мамой Стивена, родила троих детей, а еще двоих они с мужем усыновили. У Кэйт также есть дочь от первого брака, которую Спилберг удочерил.

Для Спилберга общение с детьми – одно из самых больших удовольствий в жизни. Разговаривая с отпрысками, он будто черпает вдохновение для своих фильмов, чувствует себя Питером Пэном – мальчиком-мужчиной, вечным подростком – героем детской сказки, которую режиссер экранизировал в 1991 году.

Кто же он на самом деле? – задумываются многочисленные злопыхатели Спилберга. Взрослый мужчина с нежной душой ребенка или прожженный тип, надевший маску наивного простака, в неизменных джинсах, кроссовках и бейсболке? Ко второй версии, очевидно, тяготеют подчиненные Спилберга. В его офисе на столиках лежат всевозможные сладости, но никто из сотрудников к ним не прикасается. Они хорошо помнят пословицу о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке, и почему-то уверены, что таким образом шеф ставит над ними эксперимент.

Сотрудники постоянно начеку, стараются неукоснительно соблюдать все распоряжения начальника. Порой в своих стараниях они доходят до абсурда. Так, один из охранников компании Dream Works не впустил режиссера в собственный офис, потребовав, чтобы Спилберг предъявил удостоверение личности. Все уверения режиссера в том, что он является одним из владельцев компании, охранник не принимал во внимание. Только после того как Спилберг показал свое водительское удостоверение, он смог попасть в офис. Добравшись до кабинета, он тут же поблагодарил секьюрити за бдительность и ответственное исполнение своих обязанностей.

Зато маму Спилберга охранник пропускает без вопросов. Попробовал бы он ее задержать – шеф не погладил бы его по голове! Ведь Стивен очень любит, когда мама приходит к нему в офис. «Мне нравится возвращаться в кабинет и находить тебя здесь. Ты могла бы приезжать сюда почаще?» – просит он ее. Вы же еще не знаете историю о том, как...

Мама варила Стивену куриный суп

«Мы и сейчас невероятно близки с матерью. Ближе некуда, разве только если я вдруг окажусь внутри нее. Но это давно пройденный этап», – эти слова принадлежат «великому и ужасному» Стивену Спилбергу, обладателю миллиардного состояния, отцу семерых детей, владельцу преуспевающих кинокомпаний, режиссеру и продюсеру с мировым именем. Создается впечатление, что Спилберг до сих пор делает все, чтобы не доставить огорчения мамочке. Он не пьет, не курит, не увлекается женщинами, любит жену и детей, занимается благотворительностью. Но по-прежнему, словно маленький мальчик, нуждается в маминой опеке.

Как-то Лее позвонила секретарь и сообщила: «Мистер Спилберг болен и хочет, чтобы вы приготовили для него куриный суп. Мы пришлем лимузин, чтобы забрать его». Леа в это время находилась в своем ресторане «Милки Вэй» и возмутилась: «Стивен знает, что это молочный ресторан, здесь нельзя приготовить цыпленка!» Через пять минут вновь позвонила секретарь и сказала: «Мистер Спилберг передал, чтобы вы поехали домой, но суп из цыпленка приготовили». И Леа поехала домой, и приготовила суп, и привезла его в офис – кто же еще, кроме нее, приготовит такой куриный суп, какой любит ее сын.

Спилберг, в свою очередь, тоже очень трогательно заботится о матери. Когда она снималась в телесериале «Удивительные истории» (в эпизодической роли), то была единственной актрисой, которой предоставлялся личный лимузин. «Каждый раз, садясь в машину, мне хотелось кричать: «Люди, смотрите на меня!» На что Стивен всегда говорил: «Мама, не волнуйся, они знают».

«Я купаюсь в славе, – говорит Леа. – И все, что мне приходиться делать, – это быть матерью!» Спилберг отвечает ей взаимностью: «Я не окончил своего путешествия в исследовании того, что является значимым и личным для меня. Наибольшее влияние на меня оказали мои мать и отец. В раннем возрасте я был под большим впечатлением от фильмов. Иногда нереальные люди, иногда образы живо воздействовали на меня». Похоже, Стивен Спилберг не собирается взрослеть. По крайней мере, пока рядом с ним его любящая и любимая мама...

Источник информации.