Дервиз, павел григорьевич фон. Кирицы. Дворец барона Фон Дервиза Барон фон дервиз биография

На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Когда-то здесь была зеркальная фабрика, но в 1885 году фабрику, просуществовавшую 112 лет и пришедшую в упадок и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза, (его называли «Русским Монте-Кристо»).


1898. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Портрет работы К.Маковского, 1898 (из Википедии)

Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». Красный цвет дороги позапрошлого века теперь превратился в темно-красно-бурый цвет.

Дворцово-парковый ансамбль сложился за 1892 - 1907 годы. На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Роскошный замок-дворец напоминал виллу эпохи Возрождения, во внешнем облике которой присутствовали черты различных стилей - псевдоготического, мавританского, классицизма, барокко, модерна.


Общий вид усадьбы. Конец XIX века. Фотография из семейного альбома С. П. фон Дервиза (Рязанский краеведческий музей)

Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… Полного описания усадьбы не удалось найти ни в дореволюционной, ни в советской литературе. Однако, используя имеющиеся источники, можно представить, как выглядели Кирицы в конце XIX - начале XX века при С. П. фон Дервизе.


Схема из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г.
1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.

Архитектурный ансамбль усадьбы Кирицы стал первой крупной самостоятельной работой известного впоследствии зодчего стиля модерн Ф. О. Шехтеля. Он возвел дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания. Немногочисленные материалы из архива Ф. О. Шехтеля позволяют считать годом окончания первого этапа строительства 1889-й, а годом завершения - 1898-й1.

Усадебный дом выдержан в ренессансно-барочном стиле с применением деталей ложной готики и расположен на верхней террасе пологого склона. На первом этапе Ф. О. Шехтель украсил фасад крупным фронтоном, образованным двумя готическими декоративными башенками.

Здание соединили крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь. Флигель по фасаду декорировали ризолитом в псевдовосточном стиле, зубчатым парапетом и двумя угловыми башенками. Между переходом и домом поставили двухэтажную башню.



Башня со стороны двора

Для равновесия пристроили с востока крыло с башней, увенчанной четырьмя угловыми декоративными башенками и высоким шатром. Облик здания стал откровенно эклектичным.

Аркада фронтона опиралась на колонны с пышными капителями.


Восточное крыло обработали рустом, что имитировало готический замок.

На втором этапе строительства зодчий пристроил с востока еще один корпус Г-образной формы.

Центральную часть здания нарастили двухэтажным объемом аналогично восточному крылу. Северо-западная башня смотрела узкими проемами второго этажа и круглыми окнами третьего этажа.

Открытый каменный балкон флигеля покоился на двух колоннах, а противоположный полукруглый балкон поддерживался чугунным орлом с раскинутыми крыльями.

Тогда же к парадному входу пристроили балкон на четырех колоннах, повторяющий рисунок фасада.

Дворовый же фасад был прост, скромен и практически лишен убранства. В доме неоднократно проводились перепланировки, фотографии интерьеров сохранились только в фамильном альбоме Сергея Павловича, хранящемся в Рязанском краеведческом музее.


После волнений 1905 - 1907 годов Сергей Павлович продает имение и уезжает в Италию. Его владельцем до 1917 года становится князь К.А. Горчаков. 1905 год в Кирицах не прошел спокойно: если дело не дошло до погрома имения, то повреждения были значительные, и после этого фон Дервиз предоставил помещение в своем имении для станового пристава со сторожами, имея в виду охрану своего имения.


Общий вид усадьбы. Конец XIX в

В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.


В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение - от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза...

В 1941г. санаторий эвакуировали на Алтай в Белокуриху. В 1944г. санаторий вернулся. После Великой Отечественной войны начались капитальные достройки и перестройки. Были перестроены манеж и конюшня. На левой стороне вырос 4 корпус для взрослых больных - санаторий «Лесной». Одноэтажный корпус, ныне здание 2 отделения, а в бывшее здание конторы, переделано в 2-х этажное здание с красивым портиком, арками и балконами. Пристроены веранды с пандусами, выполненные в стиле русской классики. Был разбит прекрасный цветник - розарий.

Среди деревьев парка построены павильоны для летнего размещения детей. В 1964г. детский санаторий «Кирицы» и взрослый «Лесной» объединились. В настоящее время в санатории лечатся около 500 человек.


В 1980-х годах в Кирицах были проведены ремонтно-восстановительные работы, но за 90-е годы состояние дома ухудшилось. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области.

Биография

Павел Григорьевич происходил из дворянского рода Дервиз . Начальное образование получил в английском пансионе Гирста в Петербурге. П. Г. фон Дервиз поступил в училище правоведения, откуда и был выпущен с золотой медалью в 1847 г. Вскоре фон Дервиз поступил на службу в сенат, по департаменту герольдии, а затем, во время Крымской кампании , служил в военном ведомстве, по провиантскому департаменту. Около 1857 г. он совершенно оставил службу и, некоторое время спустя, переехал на жительство в Москву. Там он был приглашен председателем новообразовавшегося в то время Общества Московско-Саратовской (впоследствии переименованной в Московско-Рязанскую) железной дороги Аненковым в качестве секретаря этого общества, в котором он впоследствии был членом правления. Вступив в компанию с инженером К. Ф. фон Мекк , фон Дервиз получил концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги , которая и была закончена в 1866 г.; впоследствии, в той же компании, им была построена Курско-Киевская железная дорога . В техническом отношении и по своей эксплуатации обе эти дороги, особенно последняя, ставились в пример другим. Деятельность фон Дервиза была первым в России примером твердой и широкой постановки предприятия частной инициативы в железнодорожном деле. В 1868 году фон Дервиз переселился за границу, где и оставался до самой своей смерти, живя преимущественно на своей вилле в Ницце , а в 1870-е гг. также в своём замке Тревано близ Лугано .

Меценат

Дворец Дервиза в Ницце (Вальроз )

Страстный любитель музыки и сам музыкант, фон Дервиз имел в Ницце и Лугано свой частный оркестр, составленный из набранных в Германии и Франции музыкантов (в нём, в частности, в - гг. играл юный Сезар Томсон, дирижёром с 1878 года был Карл Бендль); концерты этого оркестра в свое время пользовались большой известностью. Фон Дервиз обладал весьма значительным состоянием и отличался широкою благотворительностью, как общественной, так и частной. В частности, на пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского городского головы князя А. А. Щербатова средства в Москве, в 1876 году, была учреждена Владимирская детская больница (названная так по имени умершего сына фон Дервиза).

Труды

  • статьи о московско-рязанской железной дороге:
    • Биржевые Ведомости 1864 г., № 95
    • Московские Ведомости 1864 г., № 276
  • Издано посмертно
    • Одна из предсмертных записок фон Дервиза Русская Старина 1885 г., кн. 6.

Дети

О нём

  • Некролог , Санкт-Петербургские ведомости 1881, № 122
  • Д. Языков Обзор жизни и трудов покойных русских писателей вып. II

Примечания

Ссылки

  • А. А. Половцев Русский биографический словарь

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 31 января
  • Родившиеся в 1826 году
  • Умершие 2 июня
  • Умершие в 1881 году
  • Умершие в Бонне
  • Предприниматели Российской империи
  • Меценаты Российской империи
  • Почётные вольные общники Императорской Академии Художеств

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дервентио
  • Дервиш-хан

Смотреть что такое "Дервиз, Павел Григорьевич фон" в других словарях:

    Дервиз, Павел Григорьевич фон - действительный статский советник, известный концессионер и строитель железных дорог, родился 31 января 1826 г. в г. Лебедяни (Тамбовской губ.), умер 2 июня 1881 г. в г. Бонне (в Пруссии). Пробыв некоторое время в английском пансионе Гирста (в… …

    Дервиз - Описание герба: см. текст … Википедия

    Дервиз (фон-дер-Визе) - Дервиз, вернее фон дер Визе русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц советником голштинской службы у… … Биографический словарь

    ДЕРВИЗ - фон, Павел Григорьевич (1826 1881) рус. ж. д. делец 60 70 х гг. Служил в Сенате, в период Крымской войны 1853 56 в интендантском ведомстве Воен. мин ва. С начала частного ж. д. строительства (кон. 50 х гг. 19 в.) стал играть активную роль в ж. д … Советская историческая энциклопедия

    Дервиз, дворянский род Большая биографическая энциклопедия

    Дервиз дворянский род - вернее, фон дер Визе русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Д., Иоанн Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц советником голштинской службы у Петра III и… …

    Дервиз, род - вернее, фон дер Визе русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Д., Иоанн Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц советником голштинской службы у Петра III и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вульфиус, Павел Александрович - (1830 30 марта 1896 года в Москве) директор детской больницы Св. Владимира, действительный статский советник. Некролог Детская больница Св. Владимира понесла тяжелую утрату в лице своего директора П. А. Вульфиуса, скончавшегося 30 марта сего года … Большая биографическая энциклопедия

    Список членов Государственного совета Российской империи - … Википедия

    Детская городская клиническая больница Святого Владимира - Детская городская клиническая больница им. Святого Владимира Расположение Москва Подчинение Департамент здравоохранения города Москвы Тип … Википедия

Особняк был построен в 1886 г.; приглашенный фон Дервизом рязанский архитектор Николай Михайлович Вишневецкий спроектировал его в стиле итальянского Ренессанса.

Дом поставлен в глубине владения и представляет собой двухэтажное здание с ризалитом в центральной части, к которому примыкает парадное крыльцо. К нему с двух сторон ведут полукруглые пандусы, у въезда на которые поставлены большие светильники, выполненные в виде женских фигур. Фасады особняка украшены крупным рустом, цоколь отделан гранитом, в оформлении фасадов использованы элементы ренессансной архитектуры - сдвоенные арки с колонками на углах здания, лепные элементы карниза и фриза. Простенки между окнами второго этажа украшены лепными львиными масками, во фризе помещены лепные изображения драконов, держащих щит с буквами SVD (Sergei von Derwies). Ограждение крыши особняка украшено вазонами.

Для оформления интерьеров особняка фон Дервиз пригласил молодого талантливого архитектора . Созданное Шехтелем декоративное убранство особняка отличается роскошью и изысканностью, в оформлении помещений использованы элементы и мотивы разных архитектурных стилей - классического, восточного, готического. Живопись и гобелены, витражи, шелковые ткани, деревянная резьба, тонко выполненный лепной декор - все это делает оформление интерьеров дома уникальным по богатству отделки и стилевому разнообразию. Стоит отметить, что подлинное убранство особняка сохранилось практически полностью, за исключением части мебели.

Столовая и гостиная первого этажа оформлены деревянными резными панелями, в декоре потолка столовой использована роспись - фрукты на золотом фоне; стекла окон - витражные, как и все витражи в доме, они выполнены по авторским рисункам Шехтеля.

Белый парадный зал второго этажа оформлен в классическом стиле и украшен позолоченными лепными деталями, в центре потолка - живописный плафон. Другой плафон, меньшего размера, украшает потолок парадной мраморной лестницы; в оформлении стен верхней лестничной площадки использованы гобелены с пейзажными сюжетами, в нишах на лестнице поставлены статуи, выполняющие также функцию светильников; освещает лестницу витражное окно с изображением герба рода фон Дервиз. Кессонированный потолок вестибюля первого этажа, оформленного в готическом стиле, украшен резными деревянными фигурками средневековых человечков.

Особой изысканностью декора отличается восточная, или китайская, гостиная, стены которой обтянуты шелковыми тканями с орнаментом и украшены расписными деревянными панелями; в росписи потолка повторяются стилизованные изображения китайского дракона.

В одной из угловых комнат второго этажа был устроен зимний сад, который освещался витражным световым фонарем и большими витражными окнами.

Во всех парадных и жилых комнатах были установлены мраморные или деревянные камины. Сохранились также светильники, сделанные по авторским рисункам.

Принадлежал к немецкому роду фон дер Визе, его предки обосновались в России при Петре III, и вскоре получили потомственное дворянство. Его отец Павел Григорьевич фон Дервиз сколотил состояние на строительстве железных дорог, много занимался благотворительностью, в частности на его средства была построена детская больница св. Владимира в Сокольниках. Сергей Павлович управлял доставшимся ему по наследству семейным бизнесом, также состоял на службе при Министерстве юстиции, но проявлял гораздо больше склонности к искусству - играл на рояле (одно время он учился в Московской консерватории) и сочинял музыку, писал стихи, увлекался театром. После революционных событий 1905 г. фон Дервиз решил покинуть Россию, он продал почти все свои владения, включая и московский особняк, и в 1908 году уехал во Францию, где и жил до самой смерти в 1943 г.

Особняк у него купил нефтепромышленник Лев Зубалов, при нем в 1911 г. была построена высокая каменная ограда, в результате чего особняк стало не видно с улицы. Зубаловы жили здесь до 1918 г., когда они решили подарить особняк Румянцевскому музею, и здесь ненадолго разместился филиал музея. В дальнейшем особняк использовался под разные нужды, с 1941 г. и по настоящее время здесь размещается ВНИИЭМ - полузакрытый Институт электромеханики, входящий сейчас в структуру Федерального космического агентства (Роскосмоса). Доступ в особняк закрыт для всех, кроме сотрудников института.

Здание является объектом культурного наследия.

Дервиз В лазоревом щите серебряный пояс. Над ним золотая пятиконечная звезда, под ним золотое сердце. Над щитом дворянский коронованный шлем, украшенный лазорево-серебряно- золотым венчиком. Нашлемник: между двух чёрных орлиных крыльев золотая пятиконечная звезда. Намёт: справа лазоревый с серебром, слева лазоревый с золотом. Герб фон Дервиза внесён в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.


Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц- советником голштинской службы у Петра III и возведён в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер». Его сын Иван Иванович (умер в 1806 г.) был генерал-майором; внук, Григорий Иванович (), директор гатчинского сиротского института имел 5 сыновей и 1 дочь: Павел Григорьевич () известный концессионер и строитель железных дорог Владимир Сергей () Сергей () Варвара () Павел (с 1916 Луговой,) Владимир (, Нью-Йорк) певец и композитор русского зарубежья. Марина (ум. 2002, Санкт-Петербург) Любовь (1895?) Варвара (1896?) Павел (1897?) Антонина (1908?)


Дмитрий Григорьевич () первый обер-прокурор гражданского кассационного департамента Сената, член Государственного совета Варвара () мать С. Д. Рудневой Владимир () художник, муж Надежды Яковлевны Симонович Мария () художник-график. Михаил Григорьевич () рязанский уездный предводитель дворянства Елена (1862?) Пётр (1872 после 1903) правовед Вера () геолог-петрограф Валериан () геолог Георгий () биохимик, доктор медицинских наук, профессор. Олег адвокат; награждён золотой медалью им. Ф. Н. Плевако «За крупный вклад в защиту прав граждан» . Нина (е) Николай Григорьевич () оперный певец Иван Григорьевич () надворный советник; директор Рязанско- Козловской железной дороги (), Председатель правления Общества Курско-Киевской железной дороги (); был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.


Павел Григорьевич, г. Лебедянь, Тамбовская губерния г., г. Бонн(Пруссия). Похоронен в Москве. Предприниматель, строитель железных дорог, меценат, действительный статский советник, владелец больших угодий в Рязанской губернии. В 1847 году окончил училище правоведения в Петербурге с золотой медалью. Служил в сенате по департаменту герольдии; во время крымской войны служил в ведомстве по провиантскому департаменту. С 1857 года в Мосвке служил на должности секретаря общества Московско-Рязанской железной дороги. Вместе с инженером К.Ф. фон Мекком фон Дервиз получил концессию на постройку Рязанско-Козловскойж/д, которая и была закончена в 1865 году. В последствии ими же была построена Курско- Киевская ж/д.


Концессионеры получили огромные барыши. За сравнительно короткий срок П. Г. Дервиз превращается в одного из самых богатых людей в России. Его называют «Русским Монте-Кристо». В 1868 году он переселился за границу, где и оставался до самой своей смерти, живя преимущественно на своей вилле «Вальроз» в Ницце во Франции. П. Г. Фон Дервиз был страстным любителем музыки. В Ницце у него был замечательный оркестр и хор певчих. Павел Григорьевич сам сочинял музыку. В частности он записал музыку на ставшие впоследствии знаменитыми романсы «Вечерний звон», «Вздохнешь ли ты» и др. О концертах замка Вальроз ходили легенды. Павел Григорьевич проявлял себя как талантливый публицист. Фон Дервиз обладал значительным состоянием и отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной. На пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского главы князя А. А. Щербатова средства в Москве в 1876 году была учреждена Владимирская детская больница, названная по имени умершего сына Владимира. В 1869 году он пожертвовал значительную сумму при основании лицея в память цесаревича Николая.


Преждевременной смерти сопутствовали следующие трагические обстоятельства: заболела его любимая дочь Варвара. Дети в семействе фон Дервизов страдали костным туберкулезом. В Германии ей сделали две операции, но они не помогли и она в 16 лет умерла. Павел Григорьевич хотел похоронить ее в России, но ожидая поезда на вокзале Бонне с гробом дочери, не выдержал и умер сам.


В своем имении в Старожилове Павел Григорьевич намеревался построить церковь, картинную галерею(по другим сведениям построил), конный завод, школу. В Старожилове подолгу жила его жена. Фон Дервиз Вера Николаевна(урожденная Тиц), коей еще при своей жизни П. Г. Подарил здесь имение. Здесь Верой Николаевной основано земское училище, попечительницей которого она являлась с 1882 года. На ее же средства учреждена и библиотека при училище, состоявшая из 128 сочинений и 946 экземпляров. Старший сын П. Г.и В. Н. фон Дервизов Сергей родился в Петербурге в 1864 г. В своем имении в Кирицах Прасского уезда унаследованном от отца, Сергей Павлович построил прекрасный усадебный дом по проекту Ф. О. Шехтеля. Сейчас здесь располагается детский санаторий.


Дети: Владимир Павлович()- его дата рождения и смерти указаны в усыпальнице семьи фон Дервиз в Троицкой церкви в Сокольниках. Сергей Павлович фон Дервиз() Варвара Павловна() Андрей Павлович()-похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Павел Павлович фон Дервиз()


Сергей Павлович (1863,Санкт-Петербург-7 ноября 1943)- предприниматель, промышленный деятель, меценат. Детские годы прошли в Ницце и Лугано, где отцом были выстроены виллы. Там он получил хорошее домашнее образование. После трагической смерти отца, вернувшись в Россию, он сдал в 1882 году экзамен в 4-й Петербургской гимназии и поступил в университет. Проучился три года, причем два-на юридическом факультете и один на историко- филологическом. В 1884 году с достижением совершеннолетия он стал распоряжаться значительными средствами, оставшимися от отца. К 25-летнему юбилею русского музыкального общества пожертвовал 200 тыс. рублей. Однако его безрассудная расточительность привела к возаблению опеки со стороны брата отца, хотя вскоре Александр III утвердил новое решение, отменяющее ее.


В 1888 году С. П. Дервиз занял место председателя правления общества. В этом же году он первый раз женился, на певице Анне Карловне Якобсон (Якоб) и, имея намерение поселиться в имении «Кирицы» подал прошение о причислении его к рязанскому дворянству. В 1889 году, архиепископом Рязанским Феоктистом, в имении была освящена домовая церковь.имении «Кирицы»Феоктистом В Санкт-Петербурге он сблизился с композитором А. С. Аренским, который впоследствии посвятил ему четыре фортепианных этюда . Благодаря советам Аренского Дервиз стал хорошим пианистом, даже сочинял музыку на собственные стихи . В 1889 году С. П. Дервиз сделал пожертвование в пользу нуждающихся студентов Московской консерватории. В следующем году он вошёл, в качестве почётного члена, в состав дирекции консерватории вместо С. М. Третьякова.А. С. Аренским С. М. Третьякова К 1890 году он, вместе с матерью и второй женой, Марией Сергеевной Шенинг, поселился в Петербурге в доме, отделанном архитектором П. П. Шрейбером (Английская набережная, д. 34). Эффектные живописные панно, написанные для особняка К. Е. Маковским, в 1889 году выставлялись в Обществе поощрения художеств .П. Шрейбером Английская набережнаяК. Е. Маковским Обществе поощрения художеств Весной 1892 года С. П. Дервиз экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Московского университета и получил диплом 1-й степени.юридическом факультете Московского университета В годах служил чиновником особых поручений при министре юстиции; в 1901 году переходит в министерство финансов. За это время получает ордена Св. Станислава 4-й степени (1894) , Св. Анны 2-й степени (1896); в 1901 году орден Св. Владимира 4-й степени (1901).Св. Станислава Св. Анны Св. Владимира


Владел имениями: Старожилово Пронского уезда (1200 дес. землии); Кирицы Спасского уезда (2500 дес. землии); Карловка Сапожковского уезда (3000 дес. земли); имел дес. в Киевской губернии; дес. в Верхне-Уральском уезде Оренбургской губернии; 2 каменных дома в Санкт-Петербурге; 1 дом в Москве (Садовая-Черногрязская улица, д. 6). Уже после событий 1905 года С. П. фон Дервиз решил покинуть Россию и стал распродавать свою недвижимость. В 1908 году уехала во Францию жена с сыном; Сергей Павлович, распродав свои имения и особняки, уехал следом. Жил на вилле Медитерран в Каннах. Похоронен в семейном склепе-часовне на местном кладбище; здесь же был похоронен и сын, Сергей Сергеевич (), на котором прекратилась эта ветвь Дервизов.


Семья Дети: Марина (, Канны) Вера (, Лондон). Муж Чэдвик; у них сын. Сергей () Павла (?) Жена: 1-я Анна Карловна Якобсон (певица); 2-я Марина Сергеевна Шениг (ум, Канны, Франция), дочь действительного статского советника.






17


18


19




Младший сын П. Г. Фон Дервиза. До 1881 года жил с родителями в Ницце(Франция). Первоначальное образование получил дома, куда приглашались лучшие учителя. После смерти отца и сестры вместе с матерью переехал в Россию. До 6-го класса учился в Петербургской гимназии, затем перешел в Николаевский кадетский корпус, который готовил кандидатов в кавалерию. После окончания корпуса с 1889 года поступил в Николаевское кавалерийское училище. В 1890 г. Был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского императорского полка, в 1891 году причислен к Офицерской кавалерийской школе, где он вскоре он стал командиром взвода эскадрона школы. В 1892 году П. П. фон Дервиз переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, который в то время стоял в предместье Варшавы, в Лазенках. Именно в полку впервые в молодом офицере появился интерес к преподаванию. Это случилось, когда ему предложили заняться с новобранцами арифметикой. Тогда же появилось и увлечение лошадьми. Фон Дервиза назначили ремонтером, и он занимался покупкой лошадей. С этой целью объездил множество конных заводов и стал тонким знатоком пород. В 1894 ему присвоили чин поручика. Военная служба никогда не прельщала П. П. фон Дервиза, в 1902 г. Вышел отставку в звании ротмистра по домашним обстоятельствам. После раздела имущества с братом Сергеем, Павел Павлович стал владельцем пронских имений в Рязанской губернии, включая Старожилово. П. П. Дервиз активно занимался коннозаводством, пытаясь улучшить тяжеловозную и верховные породы лошадей. С этой целью закупались лошади в России, Бельгии, Англии..


К концу 1890-началу 1990 годов Старожиловский конный завод считался одним из лучших в России. Павел Павлович занимался благотворительностью. В Пронске он открыл женскую гимназию, построив для нее каменное здание. Кроме того, в уезде была открыта сельскохозяйственная школа, больница для крестьян. В Пронской гимназии он преподавал математику во всех классах, чтобы иметь на это официальное право, он экстерном окончил Московский императорский университет по курсу математики, имел ученую степень магистра. Когда уже в советское время, П. П. пришло время ухожить на пенсию, ему засчитали и одиннадцать лет работы в дореволюционной Пронской гимназии. П. П. фон Дервиз отличался музыкальностью и хорошо играл на пианино, сам сочинял музыку, главным образом романсы и фортепьянные пьесы. Известно что его балладу на стихи А. К. Толстого исполнил Шаляпин. На сцене выстроенного им деревянного театра в Старожилове и в Пронске в здании прогимназии, он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Кармен». В 1899 г. П. П. обанкротился. Он был доверчив и не контролировал действия своих управляющих. К 1910 П. П. Дервиз остался владельцем лишь Старожиловского имения в 250 десятин, да здания прогимназии в Пронске. В 1915 г. Фон Дервиз меняет фамилию на Луговой(во время 1 мировой войны так поступали многие русские дворяне с немецкими фамилиями).


В 1918 г. Имение Лугового(Дервиза) в Старожилове было национализированно. Самого его пронская ЧК приговорила к расстрелу, но нашлись люди, которые, рискуя жизнью, предупредили его об этом. Он успел уехать в Петроград, где добывал средства к существованию уроками. Был арестован, доставлен в Москву и посажен в Бутырки. Там Павел Павлович заболел тифом в тяжелой форме, но выжил и был освобожден по ходатайству своих бывших учениц. После освобождения в 1919 г. Явился в Пронск и поступил в распоряжение уездного комиссариата просвещения. Ему поручили вести занятия по математике на кавалерийских курсах красных командиров в Старожилове. В числе курсантов военную выучку здесь проходил Г. К. Жуков. В Старожилове П. П. получил надел землии наравне с крестьянами, что было чрезвычайной редкостью для бывших помещиков. Однако происхождение не позволило ему закрепиться на одном месте. Его преследовали, не давали работать. В конце концов после нескольких лет скитаний П. П. Луговой вместе со своей женой Ольгой Николаевной обосновался в селе Максатиха Тверской(Калининской) области, где и жил до самой своей смерти, преподавал математику в школе, писал учебники. Среди его учеников- И. Образцов, А. Тарасов.




Cреди лесов и полей Рязанщины уютно расположился Старожиловский конный завод. Сегодня это хозяйство с более чем вековой историей известно в первую очередь удачным опытом восстановления русской верховой породы лошадей. Эта порода - старейшая среди отечественных верховых, к тому же со сложной и интересной судьбой. Но не менее интересна и судьба Старожилова, нынешнего пристанища потомков Свирепого и Яшмы. C дороги издали видно красное с белым кирпичное здание конюшни, которое завершает высокая готическая крыша со множеством башенок. Рядом церковь, парк и живописный каскад прудов. Здесь все постройки сохранились с момента основания завода. Строился весь ансамбль 6 лет, с 1891 по 1897 год, по проекту известного архитектора Федора Осиповича Шехтеля, автора особняка Рябушинских, зданий Ярославского и старого Савеловского вокзалов в Москве. В середине прошлого века Старожилово было куплено бароном Павлом Григорьевичем фон Дервизом. Потомок сына обер-бургомистра города Гамбурга дер Визе, переселившегося в Россию еще в начале XVIII века, фон Дервиз был известным промышленником, одним из богатейших людей России: его называли русским Монте-Кристо. Он участвовал в строительстве железной дороги от Москвы до Козлова (нынешний Мичуринск), первой линии, которая связала столицу с губернским городом Рязанью.


Имение располагалось в трех населенных пунктах: Старожилове, Сохе и Ромоданове. В Старожилове, кроме конного завода, были еще молочный завод, спиртовой склад, цветочная оранжерея и фамильная церковь Дервизов, которую с усадьбой соединял подземный ход. После смерти Павла Григорьевича имение унаследовали его вдова и старший сын Сергей, а с 1901 года и до самой Октябрьской революции им владел младший сын Павла Григорьевича, Павел, поручик лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. История Старожиловского конного завода начинается в 1893 году. Основы его заложил еще Павел Григорьевич, но воплотили идею в жизнь вдова и старший сын. Первоначально завод создавался с целью улучшения местной рязанской рабочей лошади. Для этого были закуплены орловские рысаки Павлин, Кроткий, Зарница, Сильвия. Вывезенные из Бельгии еще в 1898 году три брабансона и 8 арденских маток стали основой для получения помесей тяжеловозного типа. Однако вскоре было решено организовать и верховое отделение для выращивания ремонтной кавалерийской лошади. Сначала в 1893 году в Старожилове появились два жеребца (арабский и чистокровный верховой) и 49 маток (31 кровная арабская и 18 орлово-ростопчинских). На следующий год к ним добавились еще 17 маток, а осенью 1895 года барон приобрел в полном составе самый крупный завод орлово- ростопчинских лошадей. Тогда же из Англии были привезены два первоклассных чистокровных жеребца. В 1897 году - новая крупная покупка: 8 чистокровных верховых маток с приплодом из завода А.Н.Нимрода. Одновременно формировалось и рысистое отделение, которое, правда, имело более скромные размеры: 20 маток и 2 жеребца. Итак, к 1897 году в Старожиловском заводе было уже 170 маток и 24 жеребца. Шесть лет спустя общая численность лошадей всех половозрастных групп превысила 2700 голов.


После 1917 года завод был национализирован, и в нем начали проводить кавалерийские курсы. Одним из старожиловских курсантов был Георгий Константинович Жуков, впоследствие выдающийся военачальник. Великая Отечественная война нанесла невосполнимый урон племенному поголовью Старожиловского завода. В октябре 1941, когда враг был совсем близко, в Михайлове и Скопине, началась эвакуация поголовья на восток, но все лошади погибли во время переправы через Оку. После войны производящий состав Старожиловского конного завода стал комплектоваться тракененскими лошадьми, купленными в Польше и переданными из конного завода им. Кирова. С тракенами здесь удалось добиться значительных успехов, но в 1977 году году было принято решение вернуть тракененских лошадей на их историческую родину - в Калининградскую область. В 1978 году, по инициативе кафедры коневодства ТСХА, было решено на базе Старожиловского конного завода воссоздать старейшую верховую породу страны - русскую верховую, фактически – создать ее заново. Параллельно с племенной работой была отработана новая технология содержания и выращивания молодняка и самое главное – тренинг и испытания. Это позволило заняться не только отбором на тип, масть, экстерьер, но и тестировать и прогнозировать работоспособность. Результаты кропотливой племенной работы не заставили себя ждать: в первых ставках были получены такие выдающиеся лошади, как Барин (Набег-Бригантина), многократный чемпион Советского Союза по выездке и Диксон (Набег-Диадема) - серебряный призер Кубка Мира. Необходимо также упомянуть успешно выступавших в спорте Долга, Диалога, Герцога. Вскоре к ним добавились Кубарь, Импровизатор, Изумитель, Гепард.


В 1999 году русская верховая порода лошадей была включена в "Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию", изданный Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Породе присвоен регистрационный номер Основным оригинатором породы определен Старожиловский конный завод Рязанской области. Завод получил соответствующую государственную лицензию. Руководство племенной работой с русской верховой породой лошадей и их централизованный племенной учет поручены кафедре коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Русская верховая уверенно продвигается в число пород лучших для использования в выездке. Сегодня со старожиловскими лошадьми работают наши ведущие спортсмены: достаточно упомянуть такие пары, как Елена Ирсецкая и Кипр, Инесса Потураева и Амаретто. По итогам 2001 года Амаретто (Аю-Даг-Галактика) признан лучшей выездковой лошадью России, а также лидером в центрально-европейской зоне, заняв призовые места в пяти этапах Кубка Мира. Регулярно пополняется лошадьми из Старожилова ярославская и нижегородская конноспортивные школы. Нарядный экстерьер, благородные линии головы, темные (в основном вороная и караковая) масти, высокий спортивный потенциал - все это отличает современных русских верховых лошадей.


Русские верховые лошади уже успели зарекомендовать себя и за рубежом. Так, в Англии выступает в спорте и используется как улучшатель на полукровных кобылах великолепный вороной жеребец Незнайка (Ненаглядный-Загонка). В США в выездке по большим ездам блестяще выступает русский верховой Абрикос (Агдам-Беглянка). Русская верховая – единственная в мире порода, специализированная на конкретном виде конного спорта - выездке. Это лучшие лошади для поклонников высшей школы верховой езды. Лошади-аристократы, потомки единственной сохранившейся линии орлово-ростопчинцев. Дети и внуки выдающихся чемпионов по выездке, обладателя олимпийского золота Абсента, лучших производителей арабской, ахалтекинской, чистокровной верховой, тракененской пород.




«Средневековое» имение не имеет древних корней. История его рождения сохранилась в легенде: будто бы барон Сергей Павлович фон Дервиз, из соседнего поместья , заблудился во время охоты и вышел из леса к старому стекольному заводу с бедной усадебкой фабриканта Смольянинова. Нетронутая природа в своей естественной дремучести поразила Дервиза, и он не раздумывая приобрел эту землю вместе с производством и имением, полагая устроить здесь родовое гнездо. Благо, средства позволяли —отец оставил ему в наследство виллу в Лугано, дом на Английской набережной в Санкт-Петербурге, акции и круглую сумму в банке. Фон Дервиз поначалу щедро тратил отцовские капиталы, но вскоре научился преумножать их, предпочитая многое из того, что имел, отдавать на благотворительность.Семейное поместье в , принадлежавшее матери и младшему брату, вскоре стало тяготить его. Артистичному и возвышенному Сергею (профессионально занимавшемуся музыкой и окончившему Московскую консерваторию по певческому классу) грезился свой дом, возможно, в духе старинных рыцарских замков, которые он видел, путешествуя по Европе. Оставалось только одно — найти не просто архитектора, а тонкого художника и рискованного экспериментатора, который построил бы так, как никто доселе не строил!

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.

В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.

Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.

В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.

Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.

Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...

В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.

Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.