Увольнение военнослужащего пенсионера без получения жилья. Порядок увольнения военнослужащих без предоставления жилья. Обеспечение жилплощадью при увольнении со службы

Военнослужащие – физические лица, которые заключили контракт или проходящие службу на срочной основе, обладающие особым статусом, указанным в ФЗ № 76, датированным 27 мая 1998 под названием “О статусе…” (далее – Закон).

Правительством гарантируется право военных на ведомственное жилье, а также на кв. м. уже после увольнения по службы.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • Законом;
  • Указом Президента РФ № 1237 от 16 сен. 1999 года “Вопросы…” (далее – Указ).

Определения

Увольнение – это процедура прекращения контракта с военнослужащим или завершение срока несения срочной службы, осуществляемая по распоряжению Президента (для высших офицеров) или в соответствии с Указом (для иных военнослужащих).

Основная информация

Право военных на жилье определено в ст. 15 Закона.

Так, ч. 1 настоящей статьи указывает, что Правительством предоставляется одна из следующих гарантий:

  • либо финансовая субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • либо квадратные метры в натуральной форме – по соц. найму или в собственность.

Также каждому военному, заключившему контракт, и членам его семьи, не позднее 3-х месяцев с даты прибытия на место несения службы, выдается служебная (ведомственная) квартира в том населенном пункте, где располагается войсковая часть.

Если нет возможности выдачи жилья в городе, где находится часть, квартира выдается в ближайшем населенном пункте.

Если гражданин имеет 3-х или более детей, ведомственное жилье предоставляется в порядке вне очереди.

Какие существуют права

После прибытия на место несения службы выдается служебная квартира, однако распоряжаться ей по своему усмотрению нельзя. Ведомственное жилье выделяется только на период службы, и в течение 3 месяцев после ее окончания подлежит освобождению.

Однако военные, которые занимают ведомственное жилье по праву пользования, имеют следующие права:

  • в течение 5 лет они сохраняют право на квартиры, которые они занимали до получения ведомственной жилплощади;
  • их не могут исключить из перечня граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся.

При увольнении жилье выдается в следующих случаях:

  • при получении права на пенсионное обеспечение по достижению выслуги лет на воинской службе более 20 лет;
  • или при увольнении при наличии выслуги 10 лет, если основанием для увольнения выступили либо организационно-штатные мероприятия, либо достижение максимального возраста несения службы.

При наличии указанных оснований Правительством предоставляется недвижимое имущество по договору соц. найма или в собственность (по собственному выбору военнослужащего и членов его семьи).

Квартира выдается в любом уголке нашей страны согласно нормам обеспечения жилплощадью, указанным в ст. 15.1. Закона.

Военнослужащие, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, увольняются со службы без наличия права на жилплощадь.

Пример :

Военный имеет выслугу от 10 до 20 лет и был уволен в связи с неисполнением условий контракта. Соответственно, право на получение жилья теряется, так как по данному основанию нужно как минимум 20 лет выслуги для получения права на жилищную льготу.

Кто претендует на жилплощадь

Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.

А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:

  • либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
  • либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
  • либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.

Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.

  • звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
  • командир войсковой части;
  • военный, который удостоен почетного звания РФ;
  • военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
  • военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.

Уход в запас

Если военный был признан как нуждающийся в квартире и поставлен на очередь до 1 янв. 2005 года, после увольнения ему положена компенсация за поднаем жилого помещения. Сумма выплаты повышается на 50 %, если семья военного состоит из 3-х или более детей.

Существует ли запрет увольнения военнослужащих без жилья?

Да, запрет есть, но только, если соблюдаются следующие условия:

  • стаж работы на военной службе – свыше 20 лет;
  • стаж – от 10 и вплоть до 20 лет, но уход в запас обусловлен ОШМ, или заболеванием, или достижением максимального возраста;
  • военный не согласен с решением командования об увольнении.

Увольнение гражданина уже после получения им жилищной площади в собственность или по соц. найму не влечет за собой никаких юридических последствий, ограничивающих его правомочие на уже полученное недвижимое имущество.

Запрет увольнения военнослужащих без жилья

Апрель 2015 был ознаменован введением поправок в Закон, вследствие чего стало возможным увольнение без выдачи жилых помещений. Указанные поправки вызвали широкий социальный резонанс.

В прежней версии Закона законодателем были допущены некоторые коллизии. Так, уволить можно было только после выдачи жилплощади, но при этом военным давалось правомочие на отказ от выделяемых квадратных метров. Соответственно, нельзя было уволить лицо, если оно многократно отказывалось от бесплатной жилплощади, выделяемой из государственного жилищного фонда.

В итоге, военные, достигшие предельного возраста или имеющие заболевание, препятствующее несению службы, оставались служить, что давало им право на финансовое довольствие и льготы социального характера.

Злоупотребления такого рода носили массовый характер – только в период в 2011 по 2014 год финансовое содержание военных, сознательно уклонявшихся от увольнения, потребовало государственных затрат в размере 60 млрд. рублей.

В целях пресечения подобного рода злоупотреблений со стороны военнослужащих Президент РФ Путин ввел запрет увольнения военнослужащих без жилья. Запрет не распространяется на тех, кто неоднократно отказался от предоставляемой жилплощади – таких лиц могут уволить в любой момент.

Действия незаконны

Действующим законодательством подробно описывается порядок увольнения военных без обеспечения их кв. м. Однако на практике возникают случаи, при которых гражданин лишается и своей должности в ВС РФ, и возможности получить бесплатное жилье за счет бюджетных средств.

Приведем 2 примера из имеющейся практики:

  1. Отказ от жилья 1 раз.

Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.

Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:

  • основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
  • общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
  • на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
  • согласия на увольнение лицо не давало.

Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.

Основания принятия такого решения:

  • отказ был 1 раз;
  • военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
  1. Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.

Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.

На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:

  • основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
  • общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
  • по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
  • от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).

Здравствуйте!

Согласно ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих"

1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии , за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 17 ст. 37 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, Вам обязаны либо предоставить жилье, либо субсидию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья. При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

В свете последних указов президента многих военных волнует вопрос, насколько правомерно увольнение военнослужащего без предоставления жилья. Путаница в этом вопросе возникла из-за неверной трактовки недавних поправок, внесенных в федеральный закон “О статусе военнослужащих”.

Прежняя версия закона

20 апреля 2015 года президент России В. В. Путин внес изменения в закон о статусе военнослужащих. Суть этих изменений в том, что теперь стало возможно увольнять военного, не обеспеченного жилплощадью, без его согласия, если он злоупотребляет своим правом отказаться от получения квартиры, предоставляемой ему государством.

Закон в прежней версии запрещал увольнять из армии лиц без предоставления жилья, причем военные могли неоднократно отказываться от предоставленной им жилплощади. В этих обстоятельствах огромное количество военных использовало эту брешь в законе в личных интересах, потому что уволить их было нельзя ни по какой причине.

Например, если военнослужащий достигал возраста, предельного для пребывания в рядах армии, или не мог продолжать службу по состоянию здоровья, он не мог быть уволен без предоставления жилья или субсидии на его покупку. В этих условиях целые группы военных отказывались от жилплощади или субсидий для того, чтобы продлить свое пребывание в армии. Запрет увольнения военнослужащих без жилья давал им различные социальные льготы, а также возможность получать денежное довольствие.

Военным было выгодно сохранять оклад, положенный для их должности, и оклад в связи с воинским званием, надбавку за выслугу лет, а также надбавки за службу в различных специфических районах страны, например за службу в условиях Крайнего Севера. В список льгот входили и разнообразные коэффициенты, назначенные для службы в тех или иных районах, и многие другие виды оплат и социальных льгот. Все это давало благодатную почву для многочисленных злоупотреблений.

По официальной статистике, в период с 2011 по 2014 год военным, находящимся в распоряжении командования до тех пор, пока их не обеспечат квартирами, была выплачена сумма в размере 60 млрд рублей. В условиях нынешней тяжелой финансовой ситуации в стране нецелесообразно было бы держать в рядах армии такое количество лишних людей, для которых служба является лишь источником получения большой финансовой выгоды.

Вернуться к оглавлению

Поправка к закону

После того как президент внес поправку к закону “О статусе военнослужащих”, возникло множество трактовок этих изменений, и вопрос, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, все чаще был предметом различных споров и разногласий.

Между тем Владимир Путин вполне четко дал разрешение на увольнение военнослужащих, нуждающихся в жилье, которые злоупотребляют своим правом на получение квартир, предоставляемых им государством. Этот документ дает разрешение увольнять военнослужащего, не обеспеченного жилой площадью, который может быть уволен из рядов Вооруженных Сил, но в настоящий момент занимает внештатную должность, то есть находится в распоряжении командования.

Причины для увольнения в данном случае могут быть следующие:

  • достижение возраста, который является максимальным для пребывания в рядах армии;
  • состояние здоровья;
  • проводимые организационно-штатные мероприятия.

Эти военнослужащие могут быть уволены даже без их согласия, несмотря на то, что у них нет квартиры, если имеет место факт неоднократных официальных отказов без объективных причин от предоставленной им жилплощади в выбранном месте жительства, если оно соответствует всем стандартам жилья и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Если военнослужащий неоднократно без объективных причин официально отказался от предоставленной ему субсидии на получение жилплощади, его тоже могут уволить из рядов армии. В то же время президент отмечает, что уволенные лица все равно в этом случае остаются в списке очередников на получение жилой площади.

Вернуться к оглавлению

Разъяснения президента

Ввиду того что поправки в закон вызвали многочисленные споры о том, могут уволить военного без квартиры или нет, президент России Владимир Путин издал 2 января 2016 года указ с уточнениями, регламентирующими увольнение военнослужащих. Этот указ касается военных, которые отслужили 10 лет и более и нуждаются в предоставлении им жилья. Таких военных нельзя уволить из армии, если им не позволяет служить далее состояние здоровья или они достигли пенсионного возраста, установленного для данной категории лиц, а также по сокращению штатов, если им не предоставлена квартира или не уплачена субсидия на ее покупку.

Если служащий в армии хочет получить жилплощадь не там, где он проходит службу, его обязаны обеспечить жильем в соответствии с законодательством России.

Данный указ однозначно устанавливает правила увольнения военнослужащего, не обеспеченного жильем, и исключает неверные трактовки закона.

Эти поправки к закону и последующий указ президента, с одной стороны, гарантируют социальную защищенность военнослужащих определенной категории, которые подлежат увольнению, а с другой, не дают возможности для злоупотреблений.

Согласно законодательству, все лица, которые проходят службу в районах, где у них нет своей жилплощади, должны быть в трехмесячный срок обеспечены квартирой в качестве служебного жилья. Поэтому, если человек отслужил менее 3 месяцев, увольнение военнослужащего без предоставления жилья вполне возможно. Если военный отслужил 20 лет и более и нуждается в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма. К этой же категории относятся и лица, подлежащие увольнению по вышеуказанным причинам, если срок службы в армии у них составляет 10 лет и более.

получен
гонорар 33%

Добрый день. В связи с практикой Верховного суда - правомерна

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело№210-КГ16-17
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 18 августа 2016 г.
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской
Федерации в составе
установила:
Карасев СЮ. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором
просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом
от 11 июня 2015 г. № 559-ДД об исключении его из списков личного состава
войсковой частибез обеспечения жилищной субсидией и прохождения
профессиональной переподготовки.


2015 г. в удовлетворении административного искового заявления
Карасева СЮ. отказано.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от
27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и принято
новое, которым приказ командующего Северным флотом от 11 июня 2015 г.
№ 559-ДД об исключении Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой
части признан незаконным, на командующего Северным флотом
возложена обязанность по восстановлению административного истца в списках
личного состава войсковой части до предоставления ему жилищной
субсидии. С Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое
командование Северного флота» в пользу Карасева СЮ. взысканы
судебные расходы в размере 3 000 рублей (оплата услуг представителя) и
450 рублей (государственная пошлина).

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих
Верховного Суда Российской Федерации, представитель командующего
Северным флотом и командира войсковой части - Юскин Д.О., ссылаясь на п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе
военнослужащих», утверждает, что судом апелляционной инстанции существенно
нарушены нормы материального права, поскольку указанные положения
закона не содержат запрета на исключение из списков личного состава
части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным
нормам служебным жилым помещением, а прохождение (завершение) военнослужащим
профессиональной переподготовки возможно и после его исключения
из данных списков.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения
судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход
дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных
прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом
публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела
допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось
в следующем.
Как усматривается из материалов дела, Карасев С.Ю., имеющий общую
продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту
прохождения военной службы служебным жилым помещением по установленным
нормам
, приказом командующего Северным флотом от 25 января
2014 г. № 5 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Данный приказ Карасев СЮ. в судебном порядке не оспорил и своё нахождение
на военной службе связывал не с её прохождением, а с реализацией
своих жилищных прав.
На момент увольнения он находился на учёте нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному
месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление Карасева
СЮ. об изменении формы обеспечения жильём на государственный жилищный
сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.


2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных
условий по нормам, установленным федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия
не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений
или жилищной субсидии.При желании указанных военнослужащих
получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они
обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства
в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.
Из анализа приведённой нормы следует, что закон устанавливает запрет
на увольнение указанных военнослужащих при определённых обстоятельствах,
а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных
военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных
по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.
Кроме того, данное положение закона подлежит применению в зависимости
от уровня обеспеченности военнослужащего жильём.
Аналогичный подход сформулирован и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке
прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской
Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луоста-
4
ри-2 и обязательству о сдаче этого жилья Карасеву СЮ. гарантировано сохранение
за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.
Поскольку Карасев СЮ. (состав семьи 1 человек) по месту военной
службы обеспечен служебным жилым помещением общей площадью
36,8 кв. м, то есть по установленной норме, признан нуждающимся в жилых
помещениях по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге, то действия
командующего Северным флотом, связанные с увольнением административного
истца с военной службы в январе 2014 года сомнений в законности
не вызывают.
При таких данных оснований для нахождения Карасева СЮ. в списках
личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного
расчёта по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению
не имелось, а не предоставление ему жилищной субсидии (как формы
реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным
жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учёте нуждающихся
в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе
не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков
личного состава части.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об
исключении Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой части
, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о
его увольнении с военной службы, является правильным.
Учёл гарнизонный военный суд и то, что с рапортом о прохождении
профессиональной переподготовки Карасев СЮ. обратился к командиру войсковой
части только 16 октября 2014 г., то есть после издания приказа
об увольнении с военной службы.
В соответствии с п. 7 Порядка и условий профессиональной переподготовки
по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан
Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утверждённых
приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта
2009 г. № 95 и действовавших в период возникших правоотношений, документы
Карасева СЮ. 30 октября 2014 г. установленным порядком были направлены
командованием в адрес начальника Военной академии войск РХБЗ и
инженерных войск.
Что касается положений п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих
», предусматривающих право уволенных военнослужащих на
завершение учёбы бесплатно, то они не подлежат применению при разрешении
спора, касающегося вопроса исключения военнослужащего из списков
личного состава воинской части, поскольку не затрагивают отношений, связанных
с порядком прохождения военной службы. Прохождение (завершение)
военнослужащим профессиональной переподготовки по одной из гражданских
специальностей в силу закона возможно и после прекращения военно-
служебных отношений.
Следовательно, вывод флотского военного суда о незаконности приказа
5
командующего Северным флотом от 11 июня 2015 г. № 559-ДД об исключении
Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой части без выплаты
ему жилищной субсидии является ошибочным.
Допущенное судом апелляционной инстанции существенное нарушение
норм материального права повлияло на исход дела и без его устранения невозможна
защита охраняемых законом публичных интересов в сфере правовых
отношений, регулирующих порядок реализации права военнослужащих
на жилище при увольнении с военной службы, что в силу ст. 328 КАС РФ является
основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения
и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 4 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия
по делам военнослужащих
определила:
апелляционное определение Северного флотского военного суда от 27 января
2016 г. отменить, оставить в силе решение Североморского гарнизонного военного
суда от 18 ноября 2015 г., принятое по административному исковому
заявлению Карасева С Ю об оспаривании действий командующего
Северным флотом и командира войсковой части, связанных с его исключением
из списков личного состава воинской части.
Председательствующий
Судьи:
И.В. Крупное
А.Н. Замашнюк
СГ.

Кроме того::

УТВЕРЖДЕН
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
20 декабря 2016 г.
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 4 (2016)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ
ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего,
обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного
нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства,
отличному от места службы.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября
2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил
признать незаконным приказ командующего Северным флотом об
исключении его из списков личного состава воинской части без
обеспечения жилищной субсидией.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда
от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по
делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено,
оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе представитель командующего Северным
флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из
списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, 116
обеспеченного по установленным нормам служебным жилым
помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в
силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное
определение флотского военного суда и оставила в силе решение
гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в
удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.
Из материалов дела следует, что К., имеющий общую
продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по
месту военной службы по установленным нормам служебным жилым
помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с
военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по
избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об
изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный
сертификат, а 27 мая 2015 г. – на жилищную субсидию.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 25 января
2014 г.) военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их
согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При
желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по
месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми
помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке,
предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.
Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает
запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных
обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения
уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской
части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не
предусмотрено.
Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос.
Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано 117
сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной
субсидией.
При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного
состава воинской части после осуществления с ним окончательного
расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому
обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии
(как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту
службы служебным жилым помещением по установленным нормам и
нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному
месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в
запас и исключения из списков личного состава части.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа
об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного
во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении
с военной службы, является правильным.
Определение № 210-КГ16-17

Общаться в чате

юрист, г. Кубинка

Общаться в чате

1 0

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Искендеров Эмиль

Юрист, г. Серпухов

Бесплатная оценка вашей ситуации

    4326 ответов

    1734 отзыва

Добрый день, Сергей.

В некоторых случаях могут, но для этого надо, чтобы Вы отказались от предложенного варианта (служебное жилье таким вариантов не является) или не представили документы, необходимые для получения жилищной субсидии. Существует пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237), где указано:

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

получен
гонорар 33%

Сергей, добрый вечер.

Правомерно ли решение руководителя об увольнении и исключении меня из списков части без предоставления субсидии, для покупки жилья в собственность, при наличии у меня служебной жилплощади?!

Несмотря на то, что Вы увольняетесь по состоянию здоровья, при выслуге более 20 лет и признаны нуждающимся в получении жилья, поскольку Вы обеспечены служебным жилым помещением, Вас могут уволить и без предоставления жилищной субсидии, которая в дальнейшем будете предоставлена уже после увольнения и исключения из списков части. На такую возможность указал Верховный Суд РФ в

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)

1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилищной субсидией.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе представитель командующего Северным флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным нормам служебным жилым помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение флотского военного суда и оставила в силе решение гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.
Из материалов дела следует, что К., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту военной службы по установленным нормам служебным жилым помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.
В соответствии с Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 25 января 2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном названного закона.Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.
Аналогичный подход сформулирован в Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении с военной службы , является правильным.

Определение N 210-КГ16-17

Кроме того, данная мысль была изложена и в

«Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», исходя из положений абзаца четырнадцатого п. 1 ст. 15, абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимания обстоятельства.Из изложенного следует, что увольнение А. с военной службы не предполагало необходимости освобождения им занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.
Таким образом, приказ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части, изданный во исполнение приказа о его увольнении с военной службы, Судебная коллегия находит законным, а выводы судов об обратном ошибочными.

Или все таки я должен находится в распоряжении командира, до момента выплаты мне денежных средств?

Нет. Увольнение и исключение из списков части после всех расчетов перед увольнением будут законными.

До апреля 2015 года увольнение военнослужащего было возможно после предоставления ему жилья. После внесения корректировок в ФЗ «О статусе военнослужащих» все кардинально изменилось, и расторжение контракта теперь производится без обеспечения увольняющихся военных квартирами, что вызвало широкий общественный резонанс.

Какие нормы содержались в предыдущей версии закона:

До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.

«Несправедливо увольнять военных, прослуживших более 10 лет, без предоставления жилья. Я в ближайшее время издам указ, чтобы исключить этот недостаток. Даже если офицер увольняется по достижении максимально допустимого возраста нахождения на службе или по состоянию здоровья, ему необходимо в обязательном порядке предоставить квартиру» – сказал на одном из заседаний Президент РФ В.В. Путин.

Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:

  • Несоответствие санитарным требованиям.
  • Несоответствие стандартам жилья.

Указ Президента также делает ряд исключений, которые были упущением в прошлой редакции ФЗ:

  • Если военному предлагалась квартира всего один раз, он не может быть уволен без жилья.
  • Офицер может оспорить решение комиссии, если жилище было выдано не по месту прохождения службы.
  • Если выслуга равна 20 годам и более, и сотрудник нуждается в повышении условий проживания, он может ходатайствовать об оформлении права собственности на квартиру или составлении договора социального найма.

Примеры из судебной практики

Чтобы разобраться в теме более детально, достаточно изучить пример, когда расторжение контракта без предоставления жилья было признано незаконным:

Капитан Савельев В.В. прослужил 12 лет в ВС РФ, нуждается в повышении уровня жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка. Контракт с ним расторгли на основании проводящихся ОШМ, его согласие не принималось. Ранее жилье ему предлагалось только один раз, но он давал письменный отказ в связи с несоответствием жилища общепринятым стандартам.

Суд удовлетворил иск Савельева В.В. и постановил:

  • Восстановить сотрудника в рядах ВС РФ и признал увольнение незаконным.
  • Выделить капитану квартиру, пригодную для проживания.

Основанием для такого решения послужила нужда Савельева В.В. в улучшении жилищных условий и то, что отказ от квартиры с него брался только один раз, другие варианты не предлагались.

Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя

Согласно ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности…», прекращение действия контракта вне воли военнослужащего возможно в следующих случаях:

Для увольнения здесь письменное заявление от сотрудника не требуется. Достаточно доказательств виновных действий, проведения служебного расследования, заключения комиссии и издания приказа. В качестве основания в нем и в трудовой книжке будет указана ст. 51 ФЗ №53-ФЗ.