Урок письма на тему буква ь. Конспект урока по письму на тему: "Разделительные Ь и Ъ знаки" (1 класс). Физкультминутка для глаз

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 класс

Учебная тема: Письмо буквы ь

Дидактическая цель

Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

Планируемые результаты

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.

- дополнительные

Презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа№8

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: Письмо буквы ь.

Учитель: Симонова Елена Викторовна

Конаково

2011г.

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 класс

Учебная тема: Письмо буквы ь

Дидактическая цель

Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

Планируемые результаты

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

Уметь (Познавательные УУД).

Ресурсы:

Основные Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.

Дополнительные

Презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

Электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: http://mail.povary.ru/ )

Технологическая карта изучения темы «Письмо буквы ь»

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Установить тематические рамки;

Уточнить тип урока;

Наметить шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке

Организует проговаривание девиза урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

.

1. Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Для чего нам нужно выполнять эти правила?

2. Слайд. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД )

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД )

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Рисование узора-бордюра.

Цели:

Организовать актуализации умений различать звуки, буквы.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

Определить средства;

Уточнить следующий шаг учебной деятельности

Вспомним, чему мы учились на прошлом уроке.

Отройте пропись на следующей странице и назовите тему урока.

Какие цели поставим к нашему уроку?

Какие знаки помогли нам поставить цели урока?

Тема урока: письмо буквы ь

Цели урока:

Научиться писать букву ь

Научиться соединять букву ь с другими буквами

Работать с заданиями Раскраскина

Учащиеся выполняют узор.

1. Страница 21 «Азбука» тетрадь по письму№2. Рассматривание страницы.

.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме полуовала; полоска в форме прямой линии с четвертным овалом.)

– Отгадайте загадку:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

(Мышь.)

– Раскрасьте мышонка в узоре.

Коммуникативные УУД )

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).

III. Формирование зрительного образа буквы « ь » в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв « ь »: малой печатной и строчной письменной.

Индивидуальные конверты помимо шаблона № 48, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 42, № 40 (или № 41) и № 35 для дифференцирования размера и формы элементов.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Дети конструируют из конструктора букву ь

(работа в парах)

Рассматривание элементов буквы на интерактивной доске

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы « ь ».

– Задайте вопросы к буквам.

Перед вами конверты с элементами букв. найдите нужные вам элементы и сконструируйте ее на парте. Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Покажите мне вашу готовность работать дальше

Назовите элементы, из которых состоит буква « ь ». (Полоска в форме прямой с четвертным овалом.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и зажгите огоньки рядом с теми элементами, которые нам пригодятся

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД )

IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы « ь »;

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 21).

Имитация учащимися начертания буквы « ь » по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

Слайд

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой.

Вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания буквы « ь » на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (2). Поднимаем полуовальную линию вверх (3), закругляем влево, коснувшись середины строки (4), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (5).

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх (3), влево (4), вниз (5).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания буквы « ь » под счет.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД )

VI. Письмо учащимися в тетради.

Под руководством учителя рассматривается правильная посадка при письме

Дети принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и буквы « ь » по алгоритму.

2. Упражнение в письме верхнего соединения: нь, рь, ль.

Письмо букв самостоятельно, оценивание своей работы (подчеркнуть самую красивую букву) .

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.

У ».)

Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Где живет олень?

– Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

– Составьте рассказ по данной схеме, используя иллюстрацию.

– Прочитайте первую пару слов: «ель» и «моль» .

– Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенные схемы.

– Проанализируйте виды соединений и запишите слова по образцу.

Аналогично учащиеся составляют звукобуквенные схемы с другой парой слов.

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Составьте схему этого предложения.

– Назовите слово-помощник. (« У ».)

– Проанализируйте все слова предложения и выполните письмо по образцу.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД

Моделирование

(составление моделей слов -

Познавательные УУД)

Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы записал Почемучка?

– Сравните буквы И – Й

И » в заглавную букву « Й ».

– Сравните буквы ь – ы . Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте букву « ь » в букву « ы.

– Сравните буквы е – ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте строчную букву « е » в строчную букву « ё ».

– Сравните буквы Е – Ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте заглавную букву « Ё » в заглавную букву « Е ».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения;

построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД)

Самостоятельная работа

Проверочные работы стр.17

Прочитай задание №1. Отметь трудности письма.

Нельма, омуль, налим –

В нужные клетки модели вписать букву Р.

Ельня, Елань –

Взаимопроверка.

Списать одно предложение в тетрадь. Разделить слова на слоги, поставить знак ударения.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


ОТКРЫТЫЙ УРОК В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Строчные буквы ь и ъ

Учитель: Магомедова А.А.

Русский язык – 1-ый класс.

Тема: « Строчные буквы ь и ъ «.

Цели: формировать у учащихся представление о том, в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак, а в каких – разделительный мягкий знак; совершенствовать навыки чтения; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: учебник, картинки, карточки, алфавит.

План урока:

1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний.

3)Новая тема.

4) Физкультминутка.

5)Закрепление.

6)Итог урока.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, повернитесь к ним поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.

Я желаю вам успеха!

А теперь давайте узнаем о виновнике сегодняшнего урока. Я прочту стишок, а вы догадайтесь.

Было сели, стало – съели

Догадаться вы сумели.

Почему случилось так?

Кто виновник?- (ъ).

А кто назовёт его брата? (ь).

2) Актуализация знаний.

Игра: «Какие мы». (Я покажу буквы, а вы назовите слова).

А- (аккуратные)

Б- (бодрые).

В-(весёлые).

З(здоровые).

Л-(любознательные).

У-(умные).

Ч-(честные).

Прочитайте с доски пословицу.

«Трудолюбив словно муравей».

Когда так говорят?

Проведём звуковой анализ слова «Муравьи».

Му-равь-и [ МУРАВИ].

Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?

Для чего они нам нужны?

Сколько букв в русском языке?

Сколько из них гласных?

Какие гласные дают два звука?

Перед какими гласными пишем Ь и Ъ?

На какие группы делятся согласные?

Прочитайте стихотворение «Хвосты», страница- 76.

Какие значения имеет слово «Хвост»?

Напишите мягкий и твёрдый знаки в прописях на странице – 32.

Работа по карточкам.

3)Новая тема.

а) Что общего у этих слов?

Въезд подъезд

Съезд отъезд.

Напишите слова с ъ и ь знаками в прописях на странице-32.

Прочитайте текст « Правда - всего дороже « на странице – 77. (Азбуки).

б)Каллиграфическая минутка.

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Ребята, а зачем мы учимся?

Зачем нам нужны знания?

Запишите пословицу в рабочих тетрадях.

в) Работа над скороговоркой.

У пригорка Егорка,

Объегорил, волка.

4) Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

5) Закрепление.

Словарно-зрительный диктант.

(Объявить, съездить, объяснить, объединить).

6) Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок?

Какая часть урока вам понравилась больше?

Встаньте те, кто довольны своей работой.

Выучить стихотворение «Зима» наизусть.

(« Азбука», страница- 81).

Как говорится в пословице: « Делу – время, а потехе – час «.

Наш урок подошёл к концу.

Вы все сегодня молодцы!

На данном уроке обучающиеся получают представление о том, в каких случаях пишется разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак, происходит формирование навыков чтения и письма слов с данными буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (письмо) – 1 класс

Тема: Строчные буквы ъ и ь (разделительные)

Цель урока: формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак, формировать навыки чтения и письма слов с данными буквами.

План. результаты:

Предметные:

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом.

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Личностные:

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Оборудование: карточки со словами, индивидуальные карточки с образцами написания, текстами для работы в паре.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)

вюга, семя, друзя,

обяснить, подём, вехал

Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

Кто может назвать тему урока?

А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

III. Чистописание

Откройте рабочие тетради, запишите число.

Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки (образец написания на карточках).
-Пропишите строку с буквами ъ и ь. Выполняя задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.

Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на доске:

пья, роъ, въе, зъё, ъпи, вьи, лье, дъю

Все ли из них можно встретить в словах русского языка? (роъ, ъпи)

Объясните свой выбор. (Отмеченные буквосочетания стираются)

Запишите оставшиеся буквосочетания.

IV. Работа по теме урока.

1.Игра «Замени одним словом».

(Читает учитель, ученики ищут слово в карточке и записывают в тетрадь в 2 столбика: с ь и с ъ знаками)

Вместимость чего-либо (объём)

У мамы два сына. Они друг другу..? (братья)

Движение вверх (подъём)

Раздвоение железнодорожного пути (разъезд)

Женская цельная одежда (платье)

Заострённые палки (колья)

Место, где живут люди (жильё)

Потребление пищи (съел)

Физкультминутка.

2. Игра «Найти слова»: дети перемещаются по классу и отыскивают карточки со словами, в которых пишется разделительный ъ или ь. На месте ъ или ь в словах пропуск. Дети, найдя слово, должны в группе посовещаться и совместно принять решение о том, какой знак нужен в слове. Выигрывает команда, которая наберет большее количество слов.

1 группа – с разделительным ъ, 2 группа – с разделительным ь

Слова для игры: ружьё, копьё, хлопья, шьют, вьюнок, съёмка, объект, объятия, бельё, барьер, серьёзный, съедобный, объехать, подъезд, разъём, съёжился.

2.-Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на под ъ ем,

А потом с горы спускались,

Раз ъ езжались и с ъ езжались,

Об ъ езжали все пеньки,

Доезжали до реки.

А от речки от ъ езжали,

Снова к горке под ъ езжали,

Снова лезли на под ъ ем,

Чтобы с ъ ехать вниз потом.

Назовите слова с разделительным ъ, которые вы услышали в стихотворении.

V. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.

Работа в парах.

Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в парах. (задание на карточке.)

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

Проверка: один ученик от пары зачитывает получившийся текст, грамотность работы оценивает учитель.

V. Итог урока.

VI. Рефлексия

Работа по карточкам, самостоятельно образовать форму множественного числа и подчеркнуть в словах ь.

Друг - ……….

Воробей - ……….

Оценить свою работу на уроке.


Тема: Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв

Цели: научить пи-сать буквы ь,ъ,учить анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать сло-ва и вставлять их в пред-ложения по смыслу, упот-реблять заглавную букву при написании имен соб-ственных, проверять на-писанное; разгадывать ребусы; ритмично распо-лагать буквы на строке

Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе на тему: "Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв"»

Тема: Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв

Цели: научить пи­сать буквы ь,ъ,учить анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать сло­ва и вставлять их в пред­ложения по смыслу, упот­реблять заглавную букву при написании имен соб­ственных, проверять на­писанное; разгадывать ребусы; ритмично распо­лагать буквы на строке

План урока

    Включение в учебную деятельность

    Актуализация знаний

    Постановка целей и определение темы урока

На доске запись:

Сел – съел Обеденный – объеденный

Прочитайте пары слов. Скажите, чем они отличаются между собой?

Назовите букву, которая изменила значение слов левого столбика, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Физкультминутка для глаз.

    Работа по теме урока

В нашем классе нет обеденного стола, но есть письменный. На нём лежит несколько конвертов с заданиями. Выполним задания, узнаем, что лежит в «разноцветном ящике ящике».

Откроем первый красный конверт .

Здесь разные буквы. Кто найдёт среди них твёрдый знак?

Откроем второй оранжевый конверт.

Произнесите слово съел , составьте его звуковую схему.

Откроем третий жёлтый конверт

Поработайте в прописи (первая и вторая строки)

Откроем четвёртый зелёный конверт (отдохнем)

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Откроем пятый голубой конверт

В нём слова. Прочитайте. (Слова записаны в тетрадках).

Подъезд, Объявление, Разъезд

Скажите, после каких букв (гласных или согласных) стоит твёрдый знак?

Перед какими буквами стоит твёрдый знак? (е, ё, ю, я)

Прочитайте написанные слова ещё раз и скажите, сливаются при чтении или разделяются согласные и гласные, если между ними есть твёрдый знак?

Если твёрдый знак разделяет согласные и гласные, то как его можно назвать?

Разделительным бывает не только твёрдый знак, но и мягкий. Прочитайте слова

Воробьи, Семья, Вьюга, Варенье, жильё

Какие буквы разделяет мягкий знак?- Перед какими гласными пишется мягкий знак?

Имеется ли разница в произношении согласных, после которых стоят мягкий и твёрдый знак

Откроем шестой синий конверт Работа в прописи. Письмо слов с ъ.

    Рефлексия

Откроем седьмой фиолетовый конверт

Последний конверт. Проверьте себя. Если в слове твёрдый знак хлопните в ладоши один раз, если мягкий знак – топните ногой.

    Подведение итогов урока

Твёрдый знак - не пустяк,
Не пустяк и мягкий знак,
Несмотря на то, что оба
Не читаются никак.
Твёрдый знак суров, сердит –
Буквы он разъединит.

Конвертики на столе кончились. Значит, урок подошел к концу.

А теперь заглянем в разноцветный ящик (в ящике алфавит)