Систематическое положение человека в родословном древе животного мира. Доказательства естественного происхождения человека. Концепции животного происхождения. Доказательства происхождения человека от животных. Место человека в органическом мире Важным док


«2. Кодограмма. Доказательства происхождения человека»

Тема: Происхождение человека от животных.

1. Общие черты человека и животных.

К.Линней? Ж.Б.Ламарк? Ч.Дарвин? Ф.Энгельс?

Систематическое положение человека:

Класс Млекопитающие (?), отряд Приматы (?), семейство Гоминиды, род Homo, вид Homo sapiens.

Сравнительная анатомия : рудименты? Атавизмы?

Эмбриология: закон Мюллера-Геккеля

Палеонтология: филогенетический ряд

Молекулярная биология: ДНК человека и шимпанзе сходна на 97,5%, одинаков гемоглобин.


2. Сходство и отличие человека и понгид.

Шимпанзе, горилла, орангутан.

О

тличия :

Связанные с прямохождением: кости таза, позвоночник, грудная клетка.

Связанные с трудовой деятельностью: рука, большой палец.

С

вязанные с речью и воспитанием: гортань, подбородок, речевые центры. Головной мозг человека 1400 – 1600 см 3 , у понгид 600 см 3 , поверхность коры 1250 см 2 больше в 3,5 раза.

У человека абстрактное мышление развито лучше, результат влияния социальных факторов.

Просмотр содержимого документа
«Доказательства происхождения человека от животных»

Урок. Доказательства происхождения человека от животных

1. Систематическое положение человека

К.Линней в своей классификации поместил человека в отряд приматов, но он был метафизиком и не искал родственных связей между человеком и приматами. Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Появление и развитие человечества под влиянием тех же движущих сил эволюции и ведущую роль играет естественный отбор. Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов, позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Систематическое положение человека следующее: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Гоминиды (прямоходящие приматы, люди), род Homo (Человек) с единственным видом Homo sapiens (Человек разумный), подвидом Homo sapiens sapiens – Человек разумный разумный . Второй подвид Человека разумного Человек разумный неандертальский вымер.

2. Сравнительная анатомия и физиология

Человек относится к типу Хордовые , так как в эмбриогенезе закладывается хорда и есть жаберные щели в области глотки; нервная система - в виде трубки, на спинной стороне. Человек относится к подтипу Позвоночные (Черепные), так как хорда заменяется позвоночником, сочлененным с черепом, имеются две пары конечностей, головной мозг состоит из 5 отелов, сердце развивается на брюшной стороне тела. Человек относится к классу Млекопитающие по следующим признакам, характерным для млекопитающих: живорождение и вскармливание молоком, наличие молочных желез и волосяного покрова, теплокровность, обилие потовых желез для регуляции теплоотдачи. Брюшную и грудную полости разделяет диафрагма, сердце четырехкамерное с левой дугой аорты, эритроциты безъядерные, легкие альвеолярные, 7 шейных позвонков, три слуховые косточки, наличие молочных и постоянных зубов трех видов. Человек имеет все признаки подкласса Плацентарные - питание плода осуществляется через плаценту. Человек имеет все характерные признаки отряда Приматы - длинные пальцы с ногтями и противопоставленным большим пальцем, цветное бинокулярное зрение.

Среди данных сравнительной анатомии интересны рудименты и атавизмы. Для человека характерно наличие рудиментарных органов - органов, утративших свое значение и находящихся на стадии исчезновения : копчика, аппендикса, третьего века, дарвинова бугорок на ушной раковине и других.

Иногда происходит проявление атавистических признаков - признаков, характерных для далеких предков. Атавизмы – случаи возврата к признакам предков , например, рождается ребенок с хвостом, развивается сильный волосяной покров на теле, изредка рождаются дети с дополнительными сосками.

3. Цитогенетические доказательства и данные молекулярной биологии

Убедительные доказательства родства человека и понгид дает изучение хромосомного аппарата и данные молекулярной биологии. У человека - 23 пары хромосом, у человекообразных обезьян - 24 пары, доказано, что 2 пара хромосом человека образована в результате слияния 12 и 13 хромосом у шимпанзе в одну, 13 и 14 у гориллы и орангутана. Гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-99%, человека и гиббона - 76%. Отсюда - сходство между строением генов и строением белков. Например, цитохром С, отвечающий за транспорт электронов в митохондриях состоит примерно из 100 аминокислот. Отличия между цитохромами С человека и обезьяны - 1 аминокислота, человека и лошади - 12 аминокислот.

С помощью молекулярной биологии можно судить не только о родстве организмов, но и определить время, когда у данных организмов был общий предок. Эволюция (мутации) консервативных генов и соответственно белков происходит с постоянной скоростью, которая измеряется миллионами лет. Чем больше отличий в этих генах – тем раньше произошла дивергенция, разделение на виды. Консервативными белками считаются белки переноса электронов в дыхательной цепи митохондрий, белки гемоглобина. Таким образом «молекулярные часы» позволяют установить родственные связи между антропоидами и время их появления. Например, веточка, которая привела к появлению гиббона, отделилась от общего ствола антропоидов около 18 млн. лет назад.

Отделение орангутанов произошло около 14 млн. лет назад, менее 8 млн. лет назад сначала отделилась веточка гориллы, затем около 6 млн. лет назад от общего предка одна веточка привела к появлению гоминид, друга – шимпанзе.

Таким образом, сравнительные эмбриология, анатомия, физиология, молекулярная биология свидетельствуют о происхождении человека от животных, родстве человека с понгидами и их общем происхождении. Найдены и палеонтологические доказательства, позволившие показать филогению человека.

Человек отличается от остальных приматов прямохождением и всеми особенностями внутреннего строения, связанными с таким способом передвижения. Использование огня, тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.

Огромное влияние на формирование человека оказывают социальные факторы. Совместная жизнь привела к развитию второй сигнальной системы - появилась речь. В связи с речью произошли изменения в гортани, способствующие произнесению членораздельных звуков, появился подбородочный выступ, в коре больших полушарий формируются речевые центры.

Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. В результате естественного отбора выживали те популяции, в которых люди могли изготовить лучшие орудия труда, оружие для охоты и защиты, то есть те, у которых были лучше развиты лобные доли. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см 3 (у гориллы до 650 см 3), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

Только жизнь в обществе, особенно на ранних стадиях, приводит к развитию речи, трудовых навыков и нормального сознания. Известны случаи воспитания детей животными, но эти дети резко отличались своими умственными способностями и поведением от обычных детей. Например, в 1920 г. в Индии в волчьем логове были пойманы две девочки - Камала (7-8 лет) и Амала (около 2 лет). Амала через год умерла от дизентерии, а Камала только через два года смогла стоять вертикально, ходить научилась через 6 лет. Через четыре года она выучила 6 слов, через семь лет - 45. Она умерла в 17 лет, достигнув уровня развития пяти- шестилетнего ребенка.

Тестовое задание:

Т

Тест 7 . Гемоглобин, такой же как у человека у:

    Шимпанзе.

    Орангутана.

    Мартышки.

Тест 8 . Гибридизация гомологичных ДНК на 97,5% с ДНК человека возможна у:

    Орангутана.

    Мартышки.

  1. Шимпанзе.

Тест 9 . Для человекообразных обезьян объем мозга характерен:

    300 куб. см.

    600 куб. см.

    800 куб. см.

    1000 куб. см.

Тест 10 . Набор хромосом шимпанзе:

ест 1
. Роль труда раскрыл

    Ч.Дарвин.

    Ф.Энгельс.

    К.Линней.

    Ж.Б.Ламарк.

Тест 2 . Доказал происхождение человека от обезьян:

    Ч.Дарвин.

    Ф.Энгельс.

    К.Линней.

    Ж.Б.Ламарк.

Тест 3 . Признаки млекопитающих, присутствующие у человека:

    Волосяной покров.

    Две пары конечностей.

    Зубы трех родов.

    Наружные ушные раковины.

    Диафрагма.

    Рудимент хвоста.

    Млечные железы.

    Выкармливание детей молоком.

    Грудная клетка.

    Внутриутробное развитие.

    Грудная клетка.

Тест 4 . Рудименты, присутствующие у человека:

    Дополнительные пары сосков.

    Хвост у человека.

    Избыточный волосяной покров.

  1. Аппендикс.

Тест 5 . Атавизмы, присутствующие у человека:

    Дополнительные пары сосков.

    Хвост у человека.

    Избыточный волосяной покров.

  1. Аппендикс.

    Дарвинов бугорок на ушной раковине.

Тест 6 . К человекообразным обезьянам относятся:

    Шимпанзе.

    Орангутан.

    Доказательства происхождения человека от животных неоспоримо подтверждают эволюционную теорию Чарльза Дарвина. Система взглядов на антропогенез, которая начала формироваться еще в античные времена, с течением времени претерпевала существенные изменения.

    Биология: происхождение человека

    Еще Аристотель полагал, что предками вида Homo sapiens являются животные. С этим мнением соглашался и ученый Гален. Между человеком и животными они располагали обезьян. Их учение продолжил известный систематик Карл Линней. Он и выделил соответствующий род с единственным видом Жан Батист Ламарк высказал предположение, что именно речь явилась важным фактором антропогенеза. Самый значительный вклад в это учение внес Дарвин, приведя неоспоримые доказательства происхождения человека от животных.

    Антропогенез происходил в несколько последовательных стадий. Это и первые Причем есть доказательства, что они сосуществовали друг с другом, активно конкурируя. Древнейшие люди не строили жилищ, но умели изготовлять орудия труда из камней и имели зачатки речи. Следующее поколение - это неандертальцы. Они жили группами, умели делать одежду из шкур и орудия труда из костей. Кроманьонцы - первые современные люди, обитали в самостоятельно построенных жилищах или пещерах. Они уже научились гончарному делу, начали одомашнивать диких животных и выращивать растения. Доказательствами таких эволюционных преобразований служат результаты палеонтологических раскопок, сходства в эмбриологии, анатомии и морфологии человека и животных.

    Находки палеонтологов

    Ученых издавна интересовала эта тема. Происхождение человека от животных прежде всего доказывают их ископаемые остатки, найденные палеонтологами. Среди них есть виды, похожие на современные, и их переходные формы. Например, археоптерикс - ящероптица. Для человека это автрало- и дриопитеки. В целом ископаемые находки свидетельствуют о том, что органический мир с течением времени усложнялся. Результатом этого развития и является современный человек.

    Доказательства биогеографии

    О том, что человек произошел от обезьяны, свидетельствуют и доказательства науки, которая изучает распределение по Земле растительного покрова и животных. Называется она биогеография. Ученые установили определенную закономерность: на изолированных территориях планеты обитают виды, которые сильно отличаются от других и встречаются только в пределах определенного ареала. Процесс их эволюции как будто приостанавливается. Такие виды называют реликтовыми. Примерами являются утконос в Австралии, гаттерия в Новой Зеландии, двулопастной гинкго в Китае и Японии. В антропогенезе тоже есть такой вид. Это одна из самых интересных загадок природы - снежный человек.

    Сходство зародышевого развития

    Доказательства происхождения человека от животных приводит и эмбриология. Они основываются прежде всего на том, что разные виды имеют сходные черты зародышевого развития. Так, эмбрионы всех хордовых аналогичны по анатомическому и морфологическому строению. Они имеют хорду, нервную трубку и жаберные щели в глотке. А уже в процессе развития каждый из них приобретает индивидуальные особенности. У человека нервная трубка преобразуется в спинной и головной мозг, хорда в отделы скелета, а жаберные щели зарастают, позволяя развиваться легким.

    Сравнительно-анатомические доказательства

    Особенности внутреннего строения организмов также изучает биология. Происхождение человека от животных доказывает общность общих черт строения человека и животных. Некоторые органы являются гомологичными. Они имеют общее строение, но выполняют разные функции. Например, это передние конечности птицы, ласты тюленей и руки человека. У человека есть и рудиментарные, недоразвитые органы, которые в процессе эволюции утратили свое функциональное значение. Это зубы мудрости, копчиковые кости, третье веко, мышцы, двигающие ушные раковины и приводящие в движение волосы. Если в процессе эмбрионального развития происходят нарушения, эти органы могут развиться в достаточной степени. Такие явления называются атавизмами. Их примерами являются многососковость, появление сплошного волосяного покрова, недоразвитость коры мозга, появление хвоста.

    Сходство кариотипов

    Генетика тоже свидетельствует, что человек произошел от обезьяны. Прежде всего это У он равен 48, а у представителей вида Homo sapiens - 46. Это неоспоримые доказательства происхождения человека от животных. А 13-я пара их хромосом является аналогичной. Кроме того, сходство последовательности аминокислот в белковых молекулах человека и шимпанзе достигает 99%.

    Шаг к эволюции

    Чарльз Дарвин сформулировал биологические и социальные человека. К первой группе относятся естественный отбор и наследственная изменчивость. На их основе развиваются социальные факторы - способность к труду, общественный образ жизни, осмысленная речь и абстрактное мышление. Так считал Чарльз Дарвин.

    При этом современный человек приобрел такие особенности, благодаря которым и достиг вершины эволюции. Это увеличение мозгового и уменьшение лицевого отдела черепа, грудная клетка, сплюснутая в спинно-брюшном направлении. Большой палец кисти человека противопоставлен остальным, что связано со способностью к труду. Важным изменением стало и прямохождение. Поэтому позвоночник имеет четыре плавных изгиба, а стопа является сводчатой. Это обеспечивает амортизацию во время движения. Кости таза приобрели форму чаши, поскольку он испытывает на себе давление всех внутренних органов. В связи с появлением речи в гортани развиваются хрящи и связки.

    Существует и новая теория происхождения человека. Согласно ей человек произошел от обезьяны миоцена. Ее особенностью является то, что до появления на земле она несколько миллионов лет обитала в воде. Доказательствами этой теории является способность человека на продолжительное время задерживать дыхание, а при вдохе удерживаться на поверхности воды. В последнее время очень популярными стали роды в воде. Сторонники этого способа считают, что ребенку гораздо комфортнее в условиях, в которых он находился во время беременности.

    В мире достаточно много как сторонников, так и противников теории происхождения человека от животных. Однако доказательства этой системы взглядов на антропогенез достаточно многочисленны и убедительны.

    Положение человека в системе животного мира


    Антропология – это наука о происхождении человека.

    2. Заполните таблицу

    Развитие взглядов на происхождение человека

    3. Каковы основные доказательства происхождения человека от животных?
    Данные сравнительной анатомии и эмбриологии показывают черты сходства в строении тела и развитии человека и животных.
    Черты, присущие Хордовым:
    У человека на ранних стадиях развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. Далее хорда заменяется позвоночным столбом, формируется череп, пять отделов головного мозга. Сердце на брюшной стороне тела, есть скелет парных свободных конечностей.
    Черты, присущие классу Млекопитающие:
    Пять отделов позвоночника, кожа покрыта волосами, есть потовые и сальные железы. Вскармливание детей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность, диафрагма.
    Черты, присущие Плацентарным:
    Вынашивание плода внутри тела, питание плода через плаценту.
    Основные черты отряда Приматы:
    Строение конечностей, ногти, глаза в одной плоскости, замена молочных зубов на постоянные.
    Сходные черты с человекообразными обезьянами. Наличие атавизмов (черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида) – это хвост, многососковость, обильный волосяной покров и др. и рудиментов (органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида) – это аппендикс, зубы «мудрости» и др.

    4. Охарактеризуйте положение человека в системе органического мира.
    Царство Животные, Подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные обезьяны, семейство Люди (Гоминиды), род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo sapiens), Подвид Homo sapiens sapiens.

    5. Составьте таблицу.

    Черты сходства и черты отличия человека и человекообразных обезьян.


    1. Дайте определение понятия.
    Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих; процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

    2. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?
    В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства в пользу этой концепции были представлены Ч. Дарвином в его труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ученые считают, что от какой-то группы дриопитеков (вымершей группы высших обезьян), начинается эволюционная линия гоминид.

    3. Какие палеонтологические находки позволяют выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян?
    Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. К ним относятся останки австралопитека архантропов (питекантропа, синантропа), палеоантропа (неандертальца), кроманьонца, их орудия труда и наскальные рисунки. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

    4. Почему нельзя утверждать, что человек произошел от человекообразной обезьяны?
    Развитие человека и человекообразных обезьян – это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми в эволюционном плане очень глубокое. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

    5. Заполните таблицу.

    Основные стадии антропогенеза

    Движущие силы антропогенеза

    1. Дайте определение понятия.
    Социальная эволюция – процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.

    2. Составьте схему.

    Факторы антропогенеза.


    3. Какова роль биологических и социальных факторов в антропогенезе?
    В антропогенезе важная роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков - хранителей информации о способах выжить. Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.
    В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

    4. Какие современные проблемы человеческого общества вы можете назвать?
    Люди все больше пользуются суррогатами и имитациями естественной биологической активности, доходящей до «виртуализации» жизни. Для человеческой популяции характерны явления, невозможные для популяций животных. В популяции человека накапливается генетический груз наследственных заболеваний, предрасположенность к болезням, злокачественные новообразования, инфекции, психические и аллергические расстройства, явления дезадаптации и т.д. у жителей больших городов наблюдаются явления стресса перенаселения. Многие люди поддерживают свое существование и дееспособность только при помощи искусственных приспособлений и лекарств.
    Быстрый рост населения создает экономические проблемы и усиливает социальное неравенство людей. Все больше наблюдается разрыв между максимальными возможностями получения благ и их доступностью для большинства людей. У разных людей жизненные шансы очень неравны.
    Стимулируется и вырабатывается продукция, которая не только не нужна для жизни человека, но и приносит вред (алкоголь, табак, наркотики).
    Все эти факторы в целом в итоге могут привести к кризису современной человеческой цивилизации, деградации и исчезновению Человека разумного как вида.

    5. Какие факторы способствовали развитию у человека прямохождения?
    Насчет развития у человека прямохождения существует ряд гипотез. Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца - наследственные изменения, которые способствовали прямохождению.
    Согласно гипотезе Яна Линдблада, обезьяноподобные предки человека вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных преград вброд. Также, предки человека вынуждены были из-за изменений климата и флоры слезать с деревьев на землю. Чтобы искать пищу в высокой траве, им необходимо было привставать с четверенек на задние конечности.

    6. Какие преимущества и какие проблемы, в том числе и со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?
    Особи, способные передвигаться на задних конечностях, оказались в более выгодном положении. Расширился кругозор, освободились руки, при помощи которых предки человека получили возможность использовать подручные средства – палки и камни, а впоследствии – изготавливать сами орудия труда.
    К недостаткам прямохождения можно отнести потерю скорости, большую нагрузку на ноги, позвоночник. Также, произошло неправильное распределение объема крови между нижней и верхней половинами тела. При этом нижние конечности находятся постоянно в состоянии гипертонии, в то время как верхние - гипотонии.
    Вертикальное положение тела человека приводит к нарушению пищеварения и болям в спине, варикозным расширениям вен и другим расстройствам его жизненно важных функций. Эта же причина чрезвычайно затрудняет и затягивает беременность и роды.

    7. Можно ли утверждать, что биологическая эволюция современного человека полностью остановилась?
    Эволюция – непрерывный процесс, поэтому и для вида Человек разумный она не остановилась. Эволюция перешла на другой уровень. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, физический труд становится менее важным и распространенным. В связи с ослаблением биологических факторов и увеличением социальных человек будет подвергаться изменениям как внешним, так и внутренним, каким именно, - это является вопросом времени, ответ на который ученые ищут уже сегодня.

    Происхождение человеческих рас

    1. Дайте определения понятий.
    Человеческие расы – исторически сложившиеся группировки людей внутри вида Homo sapiens sapiens, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических черт.
    Расизм – антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.

    2. Рассмотрите рисунок «Расы человека». Подпишите на нем названия известных вам рас.
    Австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная.

    3. Какие гипотезы расогенеза вам известны?
    Расогенез – это процесс возникновения и становления человеческих рас. Существует несколько гипотез расогенеза.
    Первая – моноцентризм. Ученые признают общность происхождения, социально-психического развития, единый уровень умственного развития. Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):
    различия во второстепенных признаках;
    генетическая изоляция отсутствует;
    биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас;
    результаты, полученные при изучении ДНК человека: первым было разделение африканской ветви на негроидную и монголоидно- европеоидную около 40-100 тыс. лет назад.
    Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах. Их гипотеза менее обоснована научно.

    4. Что является основными факторами расогенеза?
    Естественный отбор;
    Мутации;
    Изоляция;
    Смешение популяций.
    По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются:
    характером окружающей среды;
    климата;
    пищевых ресурсов;
    количеством солнечного света.

    5. Заполните таблицу.

    Человеческие расы


    6. Какие аргументы можно привести с позиций критики расистских теорий?
    Для людей всех рас характерны видовые признаки:
    сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
    физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
    возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
    все едины по происхождению.
    По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Расовые отличия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.

    Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам. Проанализировав анатомо-морфологические черты сходства и различия человека и животных, шведский ученый Карл Линней относит первого к группе приматов.

    Однако необходимо помнить о том, что человек – существо биосоциальное. Эта идея вытекает из анализа группы фактов, приведенных на предыдущих страницах. Поэтому не удивительно, что антропогенез, т. е. историческое развитие человека, определяется двумя группами факторов эволюции: биологическими и социальными.

    Систематическое положение человека выглядит следующим образом.

    Тип Хордовые: в эмбриональном развитии закладывается хорда, нервная трубка над ней, кишечная трубка под ней, жаберные щели в глотке.

    Подтип Позвоночные: две пары конечностей, позвоночник, головной мозг из 5-ти отделов, два уха, глаза, выросты мозга и т.д.

    Класс Млекопитающие : четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, диафрагма, железы в коже, внутриутробное развитие зародыша, развитая кора больших полушарий головного мозга, три слуховые косточки и три отдела уха.

    Подкласс Плацентарные: образование плаценты.

    Анатомическими доказательствами родства человека и животных могут служить рудименты и атавизмы.

    Несколько подробнее остановимся на характеристике таких сравнительно-анатомических доказательств, как рудименты и атавизмы. Рудименты – это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей.

    Атавизмы – густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки.

    Рудименты – у человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).

    К настоящему времени накоплены также многочисленные палеонтологические доказательства эволюции человека – ископаемые останки предков человека.

    Физиологические: принципиальное сходство процессов протекающих в организмах человека и животных;
    Эмбриологические: сходные этапы зародышевого развития человека и животных;
    Палеонтологические: находки останков древних человекоподобных существ;
    Биохимические: сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;
    Сравнительно-анатомические: единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;
    Генетические: сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян
    Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека

    объем мозга примерно 600 см3 (у человека около 1600 см3);
    менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;
    относительно более длинные передние конечности;
    кисти рук крюкообразные;
    хватательный тип стопы;
    более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями;
    ярко выраженные надбровные дуги;
    стопа не образует свод;
    таз не такой широкий, как у человека;
    существуют некоторые отличия по числу хромосом;
    биохимический состав не полностью идентичен.
    Функционирование нервной системы, психические качества:

    уровень развития сознания ниже, чем у человека;
    эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются;
    менее выраженная способность к отвлеченному мышлению;
    отсутствует членораздельная; речь;
    менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;
    отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
    большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.
    Черты сходства человека и человекообразных обезьян

    Анатомические, физиологические и генетические признаки:

    большое сходство в строении скелета и внутренних органов;
    очень похожие зубы;
    наличие ногтей;
    общие болезни;
    сходное число хромосом;
    очень близкий химический состав крови;
    сходный аминокислотный состав.
    Функционирование нервной системы, психические качества и способности:

    способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев);
    высокая способность к обучению;
    хорошая память;
    способность накапливать жизненный опыт;
    сложные формы заботы о потомстве.
    Основными итогами эволюции человека являются:

    возникновение прямохождения;
    расширение и укрепление таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях;
    облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании;
    освобождение рук для труда как следствие возникновения прямохождения.
    противопоставление большого пальца на руке остальным.
    изготовление и использование орудий труда.
    сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности.
    совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи).
    прогрессивное развитие головного мозга.
    возникновение абстрактного мышления.
    создание искусственной среды существования, уход от интенсивного воздействия естественного отбора.
    Перечисленные тенденции исторического развития человека привели к появлению у него существенных отличий от современных человекообразных обезьян.
    111

    Доказательства эволюции - свидетельства общности происхождения всех организмов от единых предков, изменяемости видов и возникновения одних видов от других.

    Доказательства эволюции подразделяют на группы.

    Все организмы (кроме вирусов) состоят из клеток, которые имеют общее строение и функции.

    Биохимические доказательства

    Все организмы состоят из одинаковых химических веществ: белков, нуклеиновых кислот и т.д.

    Сравнительно-анатомические доказательства

    • единство строения организмов в пределах типа, класса, рода и т.д.

      Например, для всех представителей класса млекопитающих характерны высокоразвитая кора больших полушарий переднего мозга, внутриутробное развитие, выкармливание детенышей молоком, волосяной покров, четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови, теплокровность, легкие альвеолярного строения;

    • гомологичные органы - органы, имеющие единое происхождение независимо от выполняемых функций.

      Например, конечности позвоночных, видоизменения корня, стебля и листьев у растений;

    • рудименты - остатки имевшихся у предков органов (признаков). Например, человек имеет такие рудименты, как копчик, червеобразный отросток (аппендикс), третье веко, зубы мудрости, мышцы, двигающие ушную раковину, и др.;
    • атавизмы - внезапное появление у отдельных особей органов (признаков) их предков.

      Например, рождение людей с хвостом, густым волосяным покровом тела, дополнительными сосками, сильно развитыми клыками и др.

    Эмбриологические доказательства

    К ним относят: сходство гаметогенеза, наличие в развитии одноклеточной стадии - зиготы; сходство зародышей на ранних этапах развития; связь между онтогенезом и филогенезом.

    Зародыши организмов многих систематических групп сходны между собой, причем, чем ближе организмы, тем до более поздней стадии развития зародыша сохраняется это сходство.

    На основе этих наблюдений Э. Геккель и Ф.

    1. Доказательство происхождения человека от животных

    Мюллер сформулировали биогенетический закон - каждая особь на ранних стадиях онтогенеза повторяет некоторые основные черты строения своих предков. Таким образом, онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое повторение филогенеза (эволюционного развития).

    Палеонтологические доказательства

    На основе находок ископаемых форм в отложениях горных пород можно проследить историческое развитие живой природы.

    К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся ископаемые переходные формы или установленные филогенетические ряды между многими систематическими группами:

    • переходные формы - организмы, являвшиеся переходными между типами, классами и т.д.

      Например:

      • стегоцефал - переходная форма между рыбами и земноводными,
      • археоптерикс - переходная форма между пресмыкающимися и птицами,
      • зверозубые рептилии - переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими
      • ..и т.д.;
    • филогенетические ряды - последовательности предков.

      Например, обнаружены останки эволюционного ряда лошади.

    Реликтовые доказательства

    В настоящее время существуют потомки переходных форм, например:

    • кистеперая рыба латимерия - потомок переходной формы между рыбами и земноводными;
    • гаттерия - потомок переходной формы между земноводными и пресмыкающимися;
    • утконос - потомок переходной формы между пресмыкающимися и млекопитающими,
    • ..и т.д.

    Биогеографические доказательства

    Сходство и различие организмов, обитающих в разных биогеографических зонах.

    Например, сумчатые млекопитающие сохранились только в Австралии.

    Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Появление и развитие человечества под влиянием тех же движущих сил эволюции и ведущую роль играет естественный отбор.

    Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов, позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

    Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека.

    Систематическое положение человека следующее: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Гоминиды (прямоходящие приматы, люди), род Homo (человек) с единственным видом Homo sapiens (человек разумный).

    Человек относится к типу Хордовые , так как в эмбриогенезе закладывается хорда и есть жаберные щели в области глотки; нервная система - в виде трубки, на спинной стороне.

    Человек относится к подтипу Позвоночные (Черепные), так как хорда заменяется позвоночником, сочлененным с черепом, имеются две пары конечностей, головной мозг состоит из 5 отелов, сердце развивается на брюшной стороне тела.

    Человек относится к классу Млекопитающие по следующим признакам, характерным для млекопитающих:

    © живорождение и вскармливание молоком, наличие молочных желез;

    © наличие волосяного покрова, теплокровность, обилие потовых желез для регуляции теплоотдачи;

    © разделение полости тела на брюшную и грудную полости диафрагмой;

    © четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, безъядерные эритроциты;

    © альвеолярные легкие;

    © в скелете все кости, характерные для млекопитающих, 7 шейных позвонков; три слуховые косточки; два мыщелка затылочной кости;

    © наличие молочных и постоянных зубов трех видов;

    © наличие рудиментарных органов (аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, сильно развитые ушные мышцы).

    © проявление атавистических признаков (рождение ребенка с хвостом, сильный волосяной покров на теле, дополнительные соски) (рис.

    Человек имеет все признаки подкласса Плацентарные - имеет матку и питание плода осуществляется через плаценту.

    Человек имеет все характерные признаки отряда Приматы , а с группой высших узконосых обезьян - семейством Понгид , или Человекообразных обезьян его сближают следующие признаки:

    © одна пара молочных желез;

    © ногти и папиллярный рисунок на пальцах и ладонях;

    © противопоставленный большой палец на руках;

    © менструальный цикл и беременность длительностью около 9 месяцев;

    © антигены системы АВО человека и человекообразных обезьян сходны, группы крови А и В - у всех человекообразных обезьян, О - лишь у шимпанзе;

    © сходство в количестве и строении хромосом: у человека - 23, у человекообразных обезьян - 24 пары хромосом; доказано, что гены недостающей обезьяньей пары локализованы на 2-й паре хромосом человека.

    © гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-92%, человека и гиббона - 76%.

    Доказательства происхождения человека от животных

    Отсюда - сходство между строением генов и строением белков. Например, цитохром С, отвечающий за транспорт электронов в митохондриях состоит примерно из 100 аминокислот.

    Отличия между цитохромомами С человека и обезьяны - 1 аминокислота, человека и лошади - 12 аминокислот;

    © редукция хвостового отдела позвоночника;

    Человек отличается от остальных приматов прямохождением и всеми особенностями внутреннего строения, связанными с таким способом передвижения.

    В связи с речью произошли изменения в гортани, способствующие произнесению членораздельных звуков, появился подбородочный выступ.

    Использование огня, тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.

    Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки.

    Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см3 (у гориллы до 650 см3), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

    Дата публикования: 2014-10-11; Прочитано: 6904 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Доказательства эволюции.

    Научные факты, подтверждающие эволюционное развитие жизни на Земле.

    Цитологические доказательства – все организмы построены из клеток, которые имеют общее строение и форму.

    Сравнительно – анатомические доказательства :

    — единство планов строения в пределах типов;

    рудименты – наличие у организмов остатков имевшихся ранее органов Пример: у человека это аппендикс – остаток слепой кишки, копчик – остаток хвоста, волосяной покров тела и др.

    атавизмы – внезапное появление у некоторых особей органов их предков.

    Пример: у человека – хвост, волосяной покров тела и др.

    — наличие гомологических органов;

    Гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождения, одни и те же эмбриональные зачатки и сходство строения, но выполняющих разные функции. Пример: передняя конечность лошади и плавники кита; листья берёзы и колючки кактуса и т.д.

    — аналогичные органы;

    Аналогичные органы – органы, выполняющие сходные функции, внешне похожи, но имеют разное происхождение.

    Пример: крыло бабочки и птицы, роющие конечности крота и медведки, жабры рака и рыбы и т.д.

    — конвергентная эволюция.

    Конвергенция (схождение признаков) – процесс приобретения сходного строения в результате развития организмов в одинаковой среде.

    Пример: при обитание в воде, рыба, ископаемая рептилия – ихтиозавр и млекопитающее – кит приобрели обтекаемую форму тела и плавники.

    Биохимические доказательства – единое химическое строение организмов.

    Установлена универсальность генетического кода – единого для всего органического мира Земли; универсальность биохимических принципов метаболизма; выявлено родство организмов различных таксонов по ДНК хромосом (ДНК человека имеет одинаковые гены с ДНК макаки – 66%, быка – 28%, крысы – 17 %), по белкам крови (у человека и человекообразных обезьян гемоглобин, белки, определяющие группу крови и резус-фактор идентичны).

    Эмбриологические – сходство ранних стадий развития зародыша.

    Закон зародышевого сходства (К.М.

    Бэр) – на ранних этапах эмбрионального развития зародыши разных видов в пределах типа сходны между собой. Пример: в эмбриональном периоде позвоночные последовательно проходят стадии оплодотворенного яйца, дробления, бластулы, гаструлы, трехслойного зародыша, закладки хорды, нервной трубки, пищеварительной трубки и др.

    Биогенетический закон (Ф. Мюлер, Э. Геккель) – зародыш в процессе индивидуального развития (онтогенеза) кратко повторяет историю развития вида (филогенез).

    Пример: у зародышей млекопитающих и рыб закладываются жаберные дуги, на основе которых у рыб развиваются жабры, а у млекопитающих – хрящи гортани и трахеи.

    Палеонтологические – добывание и изучение останков растений и животных, населяющих Землю в различные периоды ее истории. Обнаружены переходные формы между типами и классами.

    Пример: стегоцефалов считают переходной формой от кистеперовых рыб к амфибиям; археоптерикс – между рептилиями и птицами; лиценопс – между рептилиями и млекопитающими; псилофиты (риниофиты) – между водорослями и наземными растениями.

    На основе ископаемых форм построены палеонтологические ряды .

    Пример: филогенетический ряд лошади, хоботных и др.

    Биогеографические – исследование закономерностей географического распространения живых форм на Земле.

    По сходству растительного и животного мира в биосфере выделены биогеографические области (голарктическая, индо-малайская, эфиопская, нео-тропическая, австралийская).

    Особенности флоры и фауны каждой области тесно связаны с геологической историей и климатическими условиями.

    Пример: флора и фауна Австралии, водоемов типа озера Байкал.

    Микроэволюция.

    Микроэволюция – эволюционные процессы, протекающие внутри вида и ведущие к образованию новых видов – начальный этап эволюции.

    Вид – совокупность популяций особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к сходным условиям жизни и занимающих в природе определённую область распространения – ареал.

    Развитие взглядов на понятие « биологический вид» (основные тезисы):

    Виды сотворены и неизменны.

    (К. Линей).

    Виды не существуют реально, любая изменчивость в природе представляет собой видообразование. (Ж. Сент-Илэр).

    Виды реально существуют, но не устойчивы, динамичны; вид существует определённое время, затем либо вымирают, либо изменяются (Ч.

    Все живые постепенно изменяются, виды не существуют реально; понятие видов придуман человеком для своего удобства (Ж. Ламарк).

    Критерии вида (признаки, согласно которым организм относится к тому, или иному виду; не абсолютны, используются в совокупности).

    Морфологический – сходство внешнего и внутреннего строения; не абсолютнен по многим причинам: имеются виды – двойники, внешне одинаковые, но никогда не скрещивающиеся (Пример: 6 видов малярийных комаров анофелес, ранее считавшихся одним видом).

    Имеются политипичные виды – с несколькими различающимися фенотипами (Пример: все разнообразные природы голубей является одним видом).

    Многие виды имеют ярко выраженный половой диморфизм – отличие самцов от самок, из-за чего их ошибочно относят к разным видам (К. Линей описал самца и самку утки кряквы, как разные виды).

    Генетический – видовая специфичностьь хромосомного набора, сходства нуклеотидного состава ДНК.

    Вид генетически закрытая система, его генофонд защищен от притока новых генов; механизм защиты репродуктивная изоляция (несовпадения сроков и места размножения; строгий ритуал поведения при спаривании; разница в строении полового аппарата; невозможность проникновения «чужих» сперматозоидов в яйцеклетку; нежизнеспособность или стерильность межвидовых грибов).

    Физиологический – сходство процессов жизнедеятельности (данный критерий можно объединить с морфологическим) .

    Биохимический – сходство белкового состава базируюется на уникальной нуклеотидной последовательности ДНК.

    Критерий не абсолютен, т.к.

    иногда разные виды имеют очень большую степень сходства.

    Доказательства происхождения человека от животных

    Пример: человек и шимпанзе имеют 98% общих белков, но по другим критериям относятся к разными видами).

    Географический – определённый ареал занимаемый видом.

    Есть виды космополиты (бактерии и др.), обитающие повсеместно и есть виды с разорванными ареалами – аллопатрические виды.

    Группировки особей внутри ареалов аллопатрических видов называют популяциями .

    Экологический – сходство особей вида в потребностях и образе жизни, но внутри популяции могут быть группы (экологические расы ), различающиеся по питанию, времени активности, срокам размножения и т.д.

    Цитогенетический – сходство числа и строения хромосом, примерами его не абсолютности являются человек и шимпанзе.

    Виды – сложная система, состоящая из мелких группировок особей – подвидов, популяций, экологических рас и других таксонов, приспособленных к разным условиям среды.

    Популяция – совокупность особей данного вида, занимающая определённый ареал внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой (панмиксия ) и частично изолированных от других популяций.

    Экологические расы – группа внутри одной популяции, различающиеся по питанию в разных местах, разной пищей, по времени активности, срокам размножения и т.д.

    Пример: в озере Севан обитают несколько экологических рас форели, различных по местам обитания (на дне, на поверхности) по срокам размножения (весна или осень).

    Особи из разных популяций сохраняют способность периодически скрещиваться друг с другом, что обеспечивает единство генофонда вида и обогащение потомства новыми аллелями .

    Особи вида не могут скрещиваются с особями другого вида и давать плодовитое потомство, потому генофонд видов является защищённым и стабильным.

    Популяция является элементарной структурной единицей эволюции.

    Термин «популяция» ввёл в 1904 г.

    датский генетик В. Иогансен.

    Для каждого популяции характерна определённая генетическая структура, соотношение определеных генов и аллелей. Совокупность генов всех особей популяции, называется генофондом .

    Свойства генофонда:

    — Разнообразие (генетическая гетерогенность). Одновременное наличие в генофондах разнообразных генотипов и аллельных вариантов генов, что обеспечивается: мутационным процессом, перекомбинации генов в процессах скрещивания, потоком генов из других популяций.

    — Генофонды – неповторимы, уникальны.

    — В каждой популяции имеется определённое соотношение частот встречаемости разных аллелей и генотипов (закон Харди-Вайнберга).

    — Генетическое единство – общность генофондов популяций для всех составляющих их особей, обеспечивается свободным скрещиванием и механизмами наследования согласно законам Менделя.

    Единство генофондов имеет важных следствия:

    Любые возникшие мутации имеют шанс распространится на всю популяцию.

    Благодаря единству генофонда, популяции являются элементной единицей эволюции – они реагируют на изменение окружающей среды, как единое целое – направленным изменениям генофонда.

    Под изменение генофондов понимают изменение часто встречающихся в них отдельных, аллельных вариантов генов и образованных им генотипов.

    Причины, способные изменить генофонд популяции, внешние и внутренние факторы, изменяющие её генетическую структуру, называется элементарным фактором эволюции .

    Длительное и направленное изменение генофонда получило название элементарного эволюционного процесса .

    Пример: «Индустриальный меланизм» – распространение тёмной окраски (определяемой меланином) у нескольких видов бабочек в Англии.

    До середины 19 века в популяции этих бабочек преобладали особи со светлой окраской, хорошо маскирующей их на стволах деревьев, покрытых серым лишайником.

    Число бабочек с тёмной окраской (определяемой мутантным доминантным вариантом гена) было небольшим, поскольку они были заметны на стволах и их быстро склёвывали птицы.

    Но с середины 19 века, с началом быстрого развития и широкого применения каменного угля воздух загрязнился. В результате лишайники погибли, обнажая чёрные стволы на которые малозаметны тёмно-коричневые бабочки.

    Дальнейшие, более глубокие исследования показали, что различия тёмных и светлых бабочек не сводится только к их окраске, они отличались предпочтением и разным фонам (меланисты предпочитают садится на тёмную фон, а светлые – на светлый).

    Генофонд складывается из всего разнообразия генов и аллелей, которые имеются в популяции, размножающейся половым путём.

    Состав генофонда изменяется из поколения в поколение.

    Новые сочетания генов образуют уникальные генотипы, которые в своем физическом выражении, т.е. в форме фенотипов, подвергаются давлению со стороны факторов среды, что ведёт к непрерывному отбору.

    Популяция генофонд, которой непрерывно изменяется из поколения в поколение, претерпевает эволюционное изменение.

    Частоты аллелей.

    Любой физический признак организма, например окраска шерсти у мышей, определяется одним или несколькими генами.

    Каждый ген может существовать в нескольких разных формах, которые называются аллелями .Число организмов в данной популяции, несущих определённый аллель, определяли частоту данного аллели.

    Пример: у человека частота данного аллеля, определяющего нормальную пигментацию кожи, волос, глаз = 99%.

    Рецессивный аллель отсутствие пигментации – альбинизм, встречается с частотой в 1%.

    Это значит, что из общего числа аллелей, контролирующих синтез этого пигмента, 1% не способен обеспечивать его, а 99% делают это.

    P – Частота доминантного,

    Q – Частота рецессивных аллелей.

    В примере с пигментацией кожи у человека p=0,99, а Q=0,01.

    Пример: частота рецессивного аллели = 25% или 0,25.

    Замечание 1

    Живая природа нашей планеты в прошлом и ныне, несмотря на ее огромное разнообразие, - это результат единого процесса биологической эволюции, начавшейся примерно $4,5$ млрд лет назад. Человек тоже не явился исключением из этого процесса. Поэтому его стоит рассматривать, исходя из общебиологических закономерностей развития живой природы.

    Человек, как биологический вид занимает такое систематическое положение:

    1. тип – Хордовые,
    2. подтип – Позвоночные,
    3. класс – Млекопитающие,
    4. отряд – Приматы,
    5. семейство – Гоминиды,
    6. род – Человек,
    7. вид – Человек разумный (Homo sapiens).

    Человек как биологический вид

    Мысль о том, что человек принадлежит к царству Животных, появилась еще в средние века. Но из-за царящего в науке и обществе идеалистического мировоззрения (вернее - религиозных догм) она не могла широком распространиться и развиваться. Жан-Батист Ламарк стал автором первой научной гипотезы биологического происхождения человека. Он считал, что предками человека были древние обезьяны, которые перешли к двуногому прямохождению. Чарльз Дарвин расширил учение Ламарка об эволюции. Он на основании данных таких наук, как сравнительная анатомия и эмбриология подтвердил идею подобности человека и человекообразных обезьян, доказывая общность их происхождения.

    В соответствии с современной классификацией органического мира, человек принадлежит к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы. Организм человека состоит из клеток (как и у все живых организмов нашей планеты), их одних и тех же химических элементов и соединений. Это является веским доказательством происхождения человека, как биологического вида.

    Морфофизиологические доказательства животного происхождения человека

    Если рассмотреть общий план строения и функций основных систем (таких, например, как скелет, органы дыхания и кровообращения, пищеварения и выделения), общие черты нервной системы, то можно увидеть, что человек имеет много общего с другими представителями млекопитающих. Особенно близким оказывается сходство с обезьянами. Эти животные имеют хорошо развитый головной мозг , такие же группы крови, как у человека. Совпадения наблюдаются и в сроках беременности. Кроме того и у человека и у человекообразных обезьян очень сходные закономерности эмбриогенеза. А многие болезни являются общими для человека и обезьян.

    Известны неоднократные случаи проявления у человека черт, присущих их далеким предкам – атавизмов. К ним относятся повышенная волосатость, многососковость, наличие явно выраженного хвоста, развитые мышцы, двигающие ушные раковины и пр. А наличие рудиментов свидетельствует о том, что процесс изменений внешнего облика человека продолжается. То есть эволюционный процесс длится все время.

    Отличия человека от высших антропоидов

    В ходе исторического развития (эволюции) у человека возникли признаки, которые очень отличают его от обезьян. В связи с прямохождением у человека сформировался $S$-образный изгиб позвоночника, образовалась вогнутая стопа. Таз стал более широким, изменились пропорции размеров отдельных частей тела и особенности их строения.

    Если мы рассмотрим строение черепа, то сразу увидим, что у обезьян лицевая часть преобладает над мозговой, а лоб более скошенный. Размеры головного мозга и его отделов человека и обезьян также существенно отличаются. Особенно бросается в глаза различие в размерах коры головного мозга. У человека она в три раза больше, чем у человекообразных обезьян.

    Причины сходства и различий между человеком и обезьянами

    Сходство в строении и функциях организмов человека и человекообразных обезьян объясняется родством этих групп живых организмов. Исходя из закона гомологических рядов, открытого Вавиловым, чем выше степень сходства, тем ближе родство двух различных видов живых организмов.

    Различия являются следствием разных направлений эволюционного развития предков как человека, так и обезьян. Вопреки существующей вульгарной трактовке гипотезы Дарвина о происхождении человека, человек не произошел от обезьяны. Человек и человекообразные обезьяны произошли от общих предков. В процессе адаптивной радиации гоминиды заселяли огромные территории, приобретали различные качества и внешние черты. На сегодняшний день можно смело сказать, что человек – это одна из ветвей эволюции животного мира.

    Роль труда в процессах превращения человека

    Замечание 2

    На формирование отличий человека от остальных гоминид существенное влияние оказала трудовая деятельность. Именно в ходе становления и развития трудовой деятельности у человека сформировались определенные качества и внешние черты. Прямохождение стимулировало развитие $S$-образного изгиба позвоночника, позволило высвободить верхние конечности от функции передвижения и превратить их в орган труда. В процессе совместной трудовой деятельности между членами человеческого коллектива формировалась членораздельная речь, развивалось абстрактное мышление, формировалось сознание.

    Благодаря сознанию и абстрактному мышлению человек научился сперва активно использовать окружающую среду в своих целях, затем начал активно изменять ее в соответствии со своими потребностями, создавать вещи и материалы, которые не существуют в естественных условиях среды.

    Коллективный (стадный) способ жизни, речь, совместный труд развили такие черты человечества, как забота о потомстве, передача личного опыта из поколения в поколение (обучение). Все это вместе взятое выделило человека из мира природы.