Позиционный анализ некрасова поэт и гражданин. «Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин. «Поэт и гражданин» Николай Некрасов

Имя Некрасова, как общественного певца в самом широком и глубоком смысле этого слова, всегда будет занимать одно из почетных мест в русской литературе. Некрасов – поэт, творчество которого коснулось самых болезненных тем русской жизни. Воспитавший себя по большей мере сам, Некрасов достиг больших высот на поэтическом поприще. Его поэзия без устали призывала встать на дорогу борьбы за угнетенный народ.

В период 1855 - июнь 1856 года Некрасов пишет стихотворение «Поэт и гражданин». Этот поэтический труд можно отнести к ключевым его произведениям. Какова же история создания стихотворения «Поэт и гражданин»? В 1855 году после смерти императора Николая I цензурный накал был несколько снижен. Некрасов, воспользовавшись ситуацией, публикует в «Современнике» стихотворение «Памяти Белинского». Следует сказать, что на мировоззрение Некрасова Белинский оказал огромное влияние. С именем Белинского у Некрасова неразрывно связаны любовь к Родине, ненависть ко всем формам угнетения человека, борьба за народное счастье. В том же 1855 году Некрасов пишет поэму «В.Г.Белинский». Изложение идей и заветов Белинского было впоследствии перенесено Некрасовым из этой поэмы в произведение «Русскому писателю», а оттуда – в стихотворение «Поэт и гражданин». В 1856 году Некрасов все свои новые стихотворения выпустил отдельным сборником. Стихотворению «Поэт и гражданин» в этом сборнике было отведено почетное первое место.

Ведущая тема этого произведения – роль поэта и поэзии в обществе, гражданская миссия поэта.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов поднимает следующую проблему: как соотносится высокая гражданственность с поэтическим искусством. Мыслями о гражданском назначении искусства стихотворение перекликается с работами Белинского и Чернышевского.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов решительно отстаивает свою поэтическую и идеологическую платформу. Некрасов считал, что влияние поэта на окружающую жизнь настолько существенно, что требует от него, помимо художественного таланта, высокой гражданственности, активной борьбы за торжество социальной справедливости, за гражданские убеждения.

В этом произведении в целом отражены взгляды передовых демократических кругов общества на задачи литературы.

Композиционная структура стихотворения «Поэт и гражданин» диалогическая, включающая речи поэта и гражданина. Между ними развернута полемика по поводу роли художника в жизни общества.

Начинается стихотворение с замечания гражданина в адрес поэта. Гражданин взывает к сознанию поэта; его цель – заставить поэта действовать, но тот, отстаивая правоту своих убеждений, предлагает гражданину прочесть строки, написанные Пушкиным.

«Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…»

Но эти мотивы категорически отрицаются гражданином. Он убеждает поэта в том, что с его талантом в мятежное время «стыдно спать», а также заниматься лишь восхвалением женской красоты и красот природы. В последовавшем далее обращении гражданина к поэту описывается суть литературных взглядов Некрасова:

«Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи…»

В течение последующего времени эта «поэтическая декларация» Некрасова стала важным напутствием демократическим силам русского общества в борьбе за идейность, содержательность, принципиальность в искусстве и литературе.

Кульминацией этого произведения является фраза, её же назовём и главной мыслью стихотворения:

«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».

Эта фраза является своеобразной квинтэссенцией полемики поэта и гражданина.

Стихотворение «Поэт и гражданин» относится к гражданской лирике. По своему жанру оно тяготеет к разговору-размышлению.

Анализируя стихотворение «Поэт и гражданин», следует отметить, что оно написано ямбом, который полностью соответствует тематике и настрою произведения. Некрасов использует две схемы рифмовки – кольцевую и перекрестную, с применением как мужской, так и женской рифмы.

Многочисленные средства художественной выразительности, которые можно обнаружить в тексте произведения, включают в себя эпитеты: «дикий зверь», «обстрелянная птица», «неподражаемые звуки», «волна бездонная». Есть в стихотворении и метафоры: «звуки сладкие», «сонная хандра», «дрожащая искра». Волнение персонажей в произведении подчеркивается восклицаниями: «Не говори же чепухи!», «Ну, нет!», «Ах!», «Увы!». Есть место в этом стихотворении и метафоре: «…хандра с души поэта соскочила». Некрасов, описывая действия персонажей стихотворения, применил такой внесюжетный элемент литературного произведения, как ремарка: «входит», «берет книгу», «читает», «с восторгом».

Конструкция «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» — афоризм. Эта фраза также является реминисценцией фразы Рылеева «Я не Поэт, а Гражданин».

Что мне понравилось в стихотворении «Поэт и гражданин»? В первую очередь, это стихотворение запомнилось мне своей актуальной тематикой. Что значит быть поэтом? В самом простом случае, это означает умение выражать свои мысли и чувства в стихотворной форме. Но на самом деле, нужно гораздо большее, чтобы именоваться гордым именем «поэт». Для этого нужно иметь твёрдые убеждения, быть готовым выполнить свою гражданскую миссию, иметь особую, зрячую душу и горячее сердце, уметь сострадать и сопереживать. Не каждому это дано. Но, как говорит Некрасов, «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан».

Стихотворение написано на особом нерве, оно не лишено ярких образных деталей. Речи поэта и гражданина убедительны, в них нет фальши. Оно написано на высоких эмоциональных нотах.

В этом стихотворении обращает на себя внимание то, что автор пытается в некоторой степени подтрунивать над некоторыми своими произведениями и выказывает сомнения, какого же толка поэт Некрасов. На это можно сказать, что время не лжет, а оно показало, что поэзия Некрасова актуальна, и влияние самого автора на последующие поколения поэтов и саму поэзию огромно.

Большинство стихотворений Н. Некрасова посвящено общественной тематике, в контексте нее он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и гражданин» изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Поэт и гражданин» по плану.

Краткий анализ

История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».

Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».

Сравнения «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Тема

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы» , чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших» . Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Преобладают в тексте метафоры : «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами - «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями - «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 21.

«Поэт и гражданин» Николай Некрасов

Г р а ж д а н и н (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь…

Так что же?

Г р а ж д а н и н

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…

А! знаю: «Вишь, куда метнул!
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин!- Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Г р а ж д а н и н (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

П о э т (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н

Да, звуки чудные… ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему,- великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо,-
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,-
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,-
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи… третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но… брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор…

Г р а ж д а н и н

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
… … … … …
… … … … …
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан… Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени - жалобы.
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить —
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче — очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы — я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои —
Душа пугливо отступила…
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты — сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте…

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что , так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом ?

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать». Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

Николай Алексеевич Некрасов вошел в ис-торию русской литературы как поэт-реа-лист, рисующий правдивые картины рус-ской действительности, и как выдающийся журналист. Ведь его имя ассоциируется с названиями популярнейших журналов про-шлого столетия: «Современник» и «Отечест-венные записки». Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина {«Несжатая полоса», поэма «Мороз, Красный нос», «Размышления у па-радного подъезда»), о трудовой и беспро-светной жизни городской бедноты (цикл «О погоде», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной», «Вчерашний день, часу в ше-стом...»), стихи, посвященные А. Я. Панае-вой («Мы с тобой бестолковые люди», «Если мучимый страстью мятежной», «О, письма женщины нам милой») и многие другие про-изведения.

Произведения Некрасова впервые в рус-ской поэзии резко и прямо раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее пе-чалью и нищетой и «несжатую полосу» крес-тьянина, которому «моченьки нет». В произ-ведениях нашли отклик страдания простого человека.

Некрасов остро ставит вопрос о предназна-чении поэта и поэзии, их роли в жизни обще-ства. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лер-монтова назвал поэта «пророком». Положение пророка обязывало поэта стоять над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и спра-ведливости, не обращая внимания на напад-ки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего «Пророка», сходного по духу с кюхель-бекеровсжим. Глас бога взывает к поэту: «Вос-стань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

Некрасов — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тер-нист, потому что поэт проходит его с караю-щей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Но его позиция («Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной») — есть позиция поэта-гражданина. Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворе-нии «Поэт и гражданин» (1856), написанном в форме диалога. В нем ведется полемика с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвы-шенное, чуждое земным страданиям:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Главная мысль, которая утверждается Не-красовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эта тема зву-чит и в стихотворении «Элегия», которое прямо начинается строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна —

Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворения Некрасова имели огром-ный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах поэт выносил обличительный приго-вор самодержавию, высказывал любовь к народу и выражал светлую веру в прекрас-ное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века, В это «трудное и лихое» время его муза заговори-ла «бойким» языком. Н. Г. Чернышевский о нем писал: «Вы теперь лучшая — можно ска-зать, единственная прекрасная надежда на-шей литературы».

Родине и народу посвящены многие сти-хотворения поэта. Еще в ранний период творчества «родина», «земля» стали для Не-красова всепоглощающей темой. Трудно себе представить какое-нибудь стихотво-рение поэта, в котором не было бы русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» — воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься хотя бы на короткое время «от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень». Некрасов благоговел перед Родиной; он с любовью изображал деревню, крестьянские избы, русский пей-заж: «Опять она, родимая сторона, с ее зе-леным благодатным летом...» Из той пла-менной любви к Родине, к ее великому на-роду и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье. «Да, не робел за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ...» Некра-сов угадывал великую роль России: «Пока-жет Русь, что есть в ней люди, что есть гря-дущее у ней...» Поэт посылает проклятье угнетателям народа — «владельцам рос-кошных палат».

В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доб-рое, вечное», так как семена разума, про-свещения обязательно дадут всходы, за ко-торые «спасибо вам скажет сердечное рус-ский народ».

Идеал поэта, борца за свободу рисует Не-красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Прототипом Гриши Добросклонова являет-ся, безусловно, Добролюбов, о котором Не-красов в стихотворении, посвященном тре-тьей годовщине его смерти, сказал:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасо-ва. Некрасов был певцом народа-пахаря и лю-бовно изображал крестьянина, идущего за со-хой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слы-шал, как стоном" стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тя-нет он свою лямку. Поэт сочувствует порабо-щенному народу: «Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал». Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности.

«Забытая деревня» — это название отно-сится не только к одной деревни, но и ко всей стране, в которой таким «забытым» де-ревням нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме «Кому на Руси жить хоро-шо», они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

В произведениях Некрасова часто встре-чаются размышления о Музе, которая вдох-новляла его творчество и которой он служил («Муза», «Вчерашний день, часу в шес-том...», «Угомонись, моя Муза задорная!», «О, Муза! Я у двери гроба» и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей кре-стьянки:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гпяди!

Сестра твоя родная!»

Эта «кнутом иссеченная Муза», «Муза мес-ти и печали» проходит через все творчество поэта.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в ней также и размах русской натуры, зовущей на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь отчизны, за убежде-нья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Ум-решь недаром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!»

Некрасов был действительно народным поэтом, поэтом-гражданином. Об этом сви-детельствует то, что многие его стихи поло-жены на музыку и стали песнями, романса-ми («Коробейники», романс о разбойнике Кудеяре).

В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта — об «Эле-гии», тема которой сопоставима, пожалуй, с «Памятником» А. С. Пушкина. Это тема по-смертной славы:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии и навсегда оста-нется в сердце и памяти народной.


Стихотворение "Поэт и гражданин" содержит столкновение двух мировоззрений, касающееся писателя и общества. Вероятно, поэтому оно было напечатано в начале первого издания произведений Некрасова, как актуальный вопрос, над которым надо подумать.

Мы видим разные душевные состояния: "хандру" поэта и, напротив, желание действовать гражданина. Первый немногословен, но оживляется при разговоре о Пушкине, о "неподражаемых звуках" его лиры.

"Цель поэзии - поэзия" - вот точка зрения поэта, его назначение.

Несмотря на то, что гражданин признает бесспорный авторитет Пушкина, "служитель Отчизны" не признает поэтов "независимыми художниками", а требует от них активных действий, направленных на благо Родины. В этом призыве заключается позиция гражданина: "Иди в огонь за честь отчизны, //За убежденье, за любовь..." В его точке зрения сам автор выражает надежду на высшую справедливость, достижимую борьбой с социальным злом.

Образ бури на море сопоставим с социальным злом - поэт должен не "ленивцев уши услаждать", а подкреплять слова делом, помогать противостоять бедствию ("...Страшись их участь разделить, //Богатых словом, делом бедных...")

В финальном монологе поэт признает "больного сына больного века" творчески несостоятельным: "Под игом лет душа погнулась..., //И Муза вовсе отвернулась..."

Так, проблема творческой деятельности ставится в зависимость от гражданского самосознания поэта: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

Автор определяет Отчизну и народ как высший суд, перед которым должен предстать поэт, иначе он потеряет опору, превратится в страдальца с "погнувшейся" душой. Таким образом, личное и общественное, творчество и служение Родине в понятии Н.А. Некрасова сливаются воедино.